prosto_anatolii (prosto_anatolii) wrote in rabota_psy,
prosto_anatolii
prosto_anatolii
rabota_psy

Взгляд Православной церкви на некоторые психологические процессы, которые происходят в человеке


Ангелы (греч. – «вестник») – бестелесные разумные существа, наделенные разумом, свободной волей и могуществом, служащие Богу, несущие Его волю стихиям и людям.

Церковь всегда веровала в действительность бытия ангелов, что и отражено в Символе Веры, где она исповедует Бога, как Творца всего видимого и невидимого, подразумевая под «невидимым» ангелов, сотворенных Господом прежде человека. Ангелы либо с безупречной верностью исполняют свое назначение «служебных духов» (Евр.1.14.) для которых быть и служить Богу одно и то же, либо, раз и навсегда отпав от Бога в акте измены, сами предстают как враги Бога и людей – бесы.

Природа этих духовных существ до конца непредставима для человека, имеющего только опыт телесной органической жизни и сознания, выявляющегося в материи через деятельность клеток головного мозга; мы можем лишь познать достаточно большей ряд свойств их таинственной природы.

Церковные песнопения называют ангелов «бесплотными умами». Они бестелесны, то есть не связаны косностью, тяжестью, малоподвижностью человеческого или животного тела, его подверженностью плотским нуждам, его подвластностью физическим и физиологическим законам.

Ангелы невидимы для человеческих глаз, если только по собственной воле в зримом облике. Ангелы не обладают вездесущием, которое является свойством одного только Бога, следовательно они определенным образом локализуются и перемещаются в пространстве. «Когда они находятся на небе, их нет на земле; и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе» (св. Иоанн Даманскин).

Однако ясно, что это не локализация и перемещение физических тел, а нечто совершенно иное. С вопросом об отношении природы ангелов к пространству связан вопрос об их отношении к времени.

Жизнь ангелов не является полностью отрешенной от времени, поскольку они не обладают неизменностью Бога, как это очевидно из факта отпадения тех ангелов, которые стали бесами. Но непрерывной текучести присущей всему земному и, в частности, человеческой психологии, бытие ангелов не знает, и потому их выбор обладает свойством окончательности.

В творениях Св. Григория Нисского есть замечание, относящееся специально к Серафимам, но приложимое, по-видимому, ко всем ангелам: их движение в пространственно-временных координатах насколько стремительно, что как бы совпадает с полным покоем.

В целом можно сказать, что нам достаточно знаний о действии ангелов как слуг Бога и помощников человека, в теоретических представлениях о сущности ангелов мы не нуждаемся, и Святое писание не удовлетворяет нашего любопытства.

В православной традиции принято учение о девяти чинах ангельских (слово «чин» соответствует греч. «таксис» - «порядок», «ряд», «отряд», то есть девяти ступенях иерархии ангельских существ. Это учение обстоятельно развито в трактате «о небесной иерархии» дошедшей под именем святого Дионисия Ареопагита.

Девять чинов образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: 1-я триада, характеризуемая непосредственной близостью к Богу, - Серафимы, Херувимы, Престолы; 2-я триада, особенно полно отражающая принцип Божественного мировладычества, - Господства, Силы, Власти; 3-я триада характеризуемая непосредственным попечением о мире и человеке – Начала, Архангелы и собственно Ангелы. В плоскости символики чисел девятичица являет собою триаду триад, возведение числа «три в квадрат и постольку как бы отражение и развертывание вовне полноты бытия, присутствующей в недрах Святой Троицы.

Следует также указать, что Церковь единодушно исповедует веру в то, что от рождения для помощи в добрых делах к каждому человеку приставлен Ангел Хранитель, сопровождающий его на всех путях жизни. Господь пользуется помощью Ангелов Хранителей не потому, что нуждается в ней, но по Своей благости предоставляя им часть в исполнения Своего Помышления. Он поручает этим блаженным духам защищать праведных (Пс. 90,11-13), расстраивать козни демонов (Тов. 12,12), отводить душу в загробную жизнь (Лк. 16,22). Сам Христос Спаситель подтвердил верование в Ангелов Хранителей, говоря, что Ангелы «малых сих на небесах видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18,10).

Бесы, демоны, нечистые духи – противники Бога и Божия дела в мире, «невидимые враги» Церкви всего человеческого рода, слуги войны и соглядатаи сатаны, о страшной реальности которых Церковь Христова опытно знала, свидетельствовала всему миру и предупреждала своих чад во все века своего существования.

Святой Макарий ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее, а отнюдь не олицетворение злого начала присущего нам и действующего в мире. Уже на первых страницах Библии мы встречаем упоминание о дияволе как о личном, живом и злом духе, который, по свидетельству книги Бытия(3, 1-19), войдя в змия, обольстил наших прародителей и склонил их к преступлению заповеди Божией. По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Иоанн 8,44).

Откуда взялись злые духи? Бог, по словам святого Василия Великого, не сотворил никакого зла, не от Его воли и не от естества своего демоны получили начало злобы, но от своего изволения. Замечательно рассуждение об этом предмете святого Кирилла Иерусалимского: «прежде виновник греха и родоначальник греха и родоначальник зла – диавол. Прежде диавола никто не грешил. Согрешил же он не от природы - но необходимости, ибо тогда не было греха. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению он сделался диаволом и от дел своих получил себе это имя(которое в переводе означает «клеветник»). Он был архангелом, но впоследствии назван диаволом за клевету на Бога, чтобы совратить людей с пути истины. Был добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении этого имени, потому что сатана означает «противник». Приведем еще одно характерное свидетельство о падении диавола, принадлежащее святому Иоанну Дамаскину. «Из ангельских сил Ангел который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, - не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели и совершенно не получив в себе самого со стороны Творца и следа порочности, - не перенесши как святости, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что согласно с природы, и возгордился против сотворившего его Бога, восхотел воспротивится Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть что-либо другое, кроме лишения блага подобно тому как и тьма – лишение света, ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная. Итак, свет созданный Творцем и происшедший хорошим, по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе было увлечено и последовало за ним и вместе пало бесконечное множество стоящих под его властью Ангелов; таким образом, будучи одной и той же природы с ангелами, они сделались злыми, добровольно уклонившись от блага ко злу».

Относительно свойств злых духов следует помнить, что бесы злы безусловно и неизбывно, так что все исходящее от них дурно, и всякое добровольное общение с ними хотя бы из любопытства, - тягчайшая измена Богу. От своего ангельского прошлого бесы сохранили, хотя и в умаленной мере, прерогативы знания и могущества поставленные у них на службу злу. Как и Ангелы добрые, демоны не вездесущи, однако они обладают способностью к быстрому перемещению и вообще не связаны условиями пространства.

По ниспадении злых духов с небес все их внимание стало исключительно устремляться на близкую к ним землю с тем, чтобы здесь между людьми сеять, взращивать и утверждать зло.

Активность бесов – искусителей направлена на всех людей, а методы действия самые различные: до совершения греха они стремятся уменьшить его значение, а после – преувеличить его тяжесть; слабого запугивают, а сильного усыпляют иллюзиями безопасности: провоцируют всякого рода самообманы, водят душу по замкнутому кругу самодовольства, уныния и злопамятности, воздействуя на рассудок и волю.

Когда же злые страсти развязаны и их силой скованы разум и воля, может последовать еще один опасный прием бесов – апелляция к жажде сверхъестественного, попытка подделать духовные ценности и духовный опыт. Здесь и ложные видения, и ложные чудеса, ибо им доступна любая форма, любая личина (заметим однако, что сути они подделать не в силах). Иногда падшие ангелы являются в своем собственном виде – святой Серафим Саровский по собственному опыту описывает его как «гнусный» - но обычно принимают разный облик. Личины бесов зависят не только от духовного облика тех людей, против которых они ведут брань, но и от эпохи, страны, образовательного уровня, мифологии наконец.
Tags: агиодрама, задумчиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments