leftbot (leftbot) wrote in rabota_psy,
leftbot
leftbot
rabota_psy

О том же, но без крокодилов.

Лично для меня базовое недоверие к миру — это сомневаться в чужих словах и верить только своим глазам, ушам и другим органам чувств.
Однажды я оказалась участником психологического эксперимента, который проводили психологи из ЛГУ. Место действия — 22 шк. Вас.р-на (ныне там журфак, 1 линия, 26), время действия 1964 год, осень.
В наш 5А пришёл нахальный самоуверенный дяденька. Сначала он потребовал, чтобы мы отобрали самых авторитетных в классе ребят, 5 человек. Не без скандала, но выбрали. Потом две помощницы этого дядьки отвели их в соседний класс. Остальных стал обрабатывать этот дядя-экспериментатор. И он сказал, что сейчас каждый из вас пойдёт в соседний класс. Каждому из вас будут предъявлены на одном плакате три отрезка прямой, на другом — один. И надо будет на первом плакате выбрать тот, который по размеру соответствует отрезку на втором плакате, и сказать его номер: или 1, или 2, или 3.
— Так вот, дорогие ребята, сначала на тот вопрос будут отвечать ваши авторитетные ученики. Все 5 по очереди. Но они вас будут специально сбивать. Их так подговорили мои помощницы. Говорить не так, как есть. А вы будете им подчиняться и тоже давать неправильный ответ. Они же для вас авторитетные. В общем, вы меня поняли. Если вы отвечаете так же, как они, значит вы безвольный человек, и не имеете своего мнения. А пока я отвечу на любые ваши вопросы.
Кто-то спросил дядьку про теорию относительности, и тот пошёл гнать пургу про скорость света...
За каждым из нас в класс приходила лаборантка и приводила в соседний. Ученику предъявляли эти два плаката, на одном три отрезка, на другом один. Таких пар было штук двадцать. Сначала отвечали авторитетные ученики. Один за другим. И... они отвечали абсолютно правильно. Они правильно называли номер отрезка на первом плакате, который соответствует отрезку на втором плакате. И так раз за разом. Но дядька с теорией относительности нас же настойчиво предупреждал, что авторитетные ребята будут нас сбивать, и если кто подчиниться им — он безвольный слабак.
Так вот, этот тест, видимо, на конформность прошли только 3 человека на 100%. И я в их числе. Потому что мне уже тогда в мои 11 лет было наплевать, кто что говорит и в чём меня убеждает. У меня есть свои глаза, и я ориентируюсь на свои органы чувств. Хотя честно-то говоря, тест был не только на конформность, но и на глазомер.
Но этот эксперимент, видимо, для каждого ребёнка из нашего класса отложился каким-то своим жизненным опытом. Кто-то обозлился, что его выставили дураком — он ведь поверил дядьке, что ребята станут его обманывать. А тот, кто как я, не подчинился влиянию взрослого авторитетного человека (а авторитетным был именно он, а не те пятеро), тот ещё больше утвердился во мнении: верить никому нельзя, только себе, но и себя надо перепроверять, мало ли — обман чувств.
И это ещё не самый бесцеремонный психологический эксперимент, что проводили психологи над "наивными субъектами". Иногда снимали на плёнку без ведома участников эксперимента, и "наивный субъект" мог лицезреть себя в телевизоре. А если он в ходе опыта был выставлен идиотиком, то потом, в реале становился объектом шуток со стороны друзей и знакомых. С людьми в то время не церемонились.
Итак, мне одиннадцать лет. Неделю назад был этот странный эксперимент, обсуждение которого потом в классе всех перессорило. И нас троих, не подчинившихся влиянию авторитетного дядьки, на какое-то время сделало изгоями. Я из школы иду домой. Осень, накрапывает дождь. Очень хочется скорей под крышу. А тут ко мне подходит какой-то дяденька. Говорит, что он сразу видит, если человек добрый. А вот надо сделать доброе дело — покормить бабушку с ложечки. Она старенькая, его не слушается. А если её будет кормить такая добрая девочка, как я, бабушка покушает. Надо вот с ним прийти, тут недалеко. Мы идём туда, куда недалеко. Дядя продолжает нести какую-то дурь про бабушку и про то, какая я добрая девочка.школа 22 Но что-то меня настораживает — я останавливаюсь. И тут триггер:
— Девочка, разве тебе не говорили, что дети должны слушаться взрослых?
После этих слов я разворачиваюсь и ухожу. Он плетётся сзади какое-то время, бормочет про свою бабушку, про то, что, оказывается, я злая девочка. И он во мне ошибся. На нас уже начинают оглядываться прохожие. Дядьке становится не по себе, тревожно. И он отстал от меня. Видимо, чтобы найти себе другую жертву.
И я теперь своим ретроспективным умом понимаю: какая скотина! он не просто выбрал себе одиннадцатилетнего ребёнка, он выбрал себе для своих каких-то нужд больного ребёнка, который в случае чего и убежать не сможет. И вот только не надо мне говорить: а вдруг там действительно нужно было покормить парализованную бабушку.
Я считаю, что тот психологический эксперимент, участником которого я невольно оказалась, обострил во мне и без того базовое недоверие к людям, что и спасло мою жизнь, во всяком случае, здоровье.
PS На фоте журфак, но раньше там была 22 школа. И двери были не эта дрянь, а красивые дубовые, покрытые лаком. Слева от входа окна спортзала. Моя мама там была учителем физкультуры.
Tags: автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments