pd_v_np (pd_v_np) wrote in rabota_psy,
pd_v_np
pd_v_np
rabota_psy

8 страхов и терапевтическое вмешательство 6/6

Начало
Продолжение
Продолжение
Продолжение
Продолжение

Замечания о работе с незавершенными действиями

В использовании тактики работы в ситуации «незавершенных действий» психолог использует фантазийные приемы. В этих тактики помощи есть свои тонкости: терапевт не должен допустить ретравматизации. Для этого используют различные приемы. Прежде всего обращаются к детализации. К примеру, ситуацию делят на маленькие эпизоды, и в каждом эпизоде поддерживается спонтанный импульс действия.


Вспомним пример про девушку и ДТП. Например, в том эпизоде будет поддержан симпато-адреналиновый комплекс – в одном из вариантов девочка просто отпрыгнет назад – ноги приготовились к прыжку. В другом, она станет сильной как Кинг-Конг и толкнет ногой машину. Эту игру с большой степенью натуральности движений, полезно разыграть вживую.

Предположим, скорость, с которой приближалась машина, была большой. Вживую такой эпизод разыгрывать сложно и тут приходится призывать на помощь фантазирование. Частично эпизод проигрывается в реальном движении, частично, в фантазийном развитии событий. Реальные импульсы получают фантазийное завершение. Психика иногда делает это и без терапевта в сновидениях. В данном случае у девочки в сновидениях этого не случилось, поэтому ситуацию пришлось завершать наяву в кабинете терапевта. Конечно, под завершенной ситуацией мы подразумеваем не ситуацию, завершенную с точки зрения машины – додавила-таки девушку, а ситуацию, где девушка совершает действие, по поводу которого возникло возбуждение.

Бывает, что человека после пережитой ситуации преследуют навязчивые мысли или фантазии, в которых произошло именно ужасное. В этом случае мы обратимся к сновидным иррациональным фантазиям, говорим о том, что в сновидении возможно все, как в жизни героев мультфильма «Том и Джерри». Более подробно эти тактики работы мы будем обсуждать в разделе «Работа с травмой».

Итак, мы в описании события идем не поверхностно – какие там были события, а ищем какие действия она не успела сделать. Она, например, не успела не отпрыгнуть, ни пнуть машину.

Если работаем с ребенком, то воссоздаем ситуацию, используя игрушки. Например, игрушечный мишка – это машина. Подробно расспрашиваем: что он? А что машина? Приводим к тому, что он (ребенок) и перепрыгнул бы мишку-машину и оттолкнул. А если бы там был большой медведь, он бы мишку-машину поднял бы на руки и убрал бы с дороги.

С маленькими детьми психолог играет в сказочном пространстве.
С детьми постарше, со школьниками можно уже работать с реальными воспоминаниями, совмещая их при необходимости со сновидными фантазиями.

Надо понимать, что там будет много реакций, не одна, а много. И, конечно, человек может помнить саму ситуацию, может не помнить. Важно знать, что была ситуация, где он испытал возбуждение, не сделал действие, и это возбуждение, по сути, зафиксировалось. Теперь в похожей по прямой и/или косвенной ассоциации ситуации он снова испытывает возбуждение.

Но ситуация-то похожа, а волнение из прошлого. Оно не соответствует настоящей ситуации, и человек боится. Родители знают о такой связи: вот ребенком он попал в грозу, испугался, теперь боится ее всегда. При втором типе страха мы работаем не с самим прямым эпизодом, а с его отражением в современном опыте.

Более подробно можно ознакомится с такими тактиками во фрагменте «Девять картинок».

Панические атаки

Часто «страхом» называют симптом, который правильнее называть «паническими атаками». Это тяжелый невротический симптом, который в последние голы получает все более широкое распространение. Это приступ острой психической дезориентации, человек чувствует, что он близок к смерти. В то же время реально с его телом ничего опасно в физическом отношении не происходит, но психические переживания ужасны. Этот симптом чаще наблюдается у людей с определенным типом характера, это люди склонные к высокой организованности, к контролю своего повеления. Люди, которые стремятся к достижению высоких результатов, имеют хорошую самоорганизацию. и стремятся держать под контролем свою и жизнь и свое окружение.

Подробное описание тактик работы терапевта с этим симптомом требуют отдельного места и времени, но однако заметим, что по своей природе паническая атака это резкий приступ дезориентации психики и нарушения адаптации. Как правило, терапевт поддерживает работу в трех направлениях. Первое это поддержка пациента в том, чтобы он с помощью простых психотехник помогал себе пережить эпизод панической атаки, не «боялся своей паники». Второе это проработка некоторых привычных стратегий поведения, связанных с тем, чтобы человек больше опирался на себя и стал чуть меньше заботиться об окружении. Третья часть работы это проработка биографии и событий раннего детского опыта, и это общее укрепление эмоционального фона и укрепление Self.

Литература
К. Изард «Эмоции человека» СПб: Питер, 2010
«Эмоциональный интеллект» сборник статей, М: Альпина, 2017
А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей» СПб: Союз, 2000
Фриц Риман «Основные формы страха», 1999
Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
Стиен Джонсон «Психотерапия характера»
Д.С. Рождественский «Пограничная личность» СПб, 2013
Джанни Франчисетти «Панические атаки» М, 2015
Елена Петрова «Страшные сновидения у детей (что делать, если ребенку приснился страшный сон)» опубликовано «Обруч», 3-1996

Елена Петрова, член Ассоциации детских психиатров и психологов, преподаватель Института «Иматон», гештальт–терапевт, член Европейской ассоциации гештальт–терапии (EAGT), медицинский психолог, ГПНДС № 7

Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments