m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Свадьба в тундре

В сообществе "Работа психолога" есть любопытный цикл постов по тэгу цитаты_Серкин, о жизни народов Крайнего Севера нашей страны.

Текст ниже опубликован сегодня на Пикабу, не могла не поделиться материалом:

Со страницы https://pikabu.ru/story/svadba_v_tundre_5020045

На общей волне о свадьбах хочу рассказать о некоторых обычаях и свадьбе, которую видел в тундре.

Небольшое предисловие: сам я и жена моя - ненцы, но ненцы городские, я вообще учился в обычной средней школе, т. к. родители были врачи, жена - интернатская, с семи лет жила в посёлке.

Замуж выдавали её племянницу, дочку родной сестры Татьяны. Было это в 2011 году, фоток осталось много, здесь выложу лишь некоторые.

Итак, в марте позвонила её сестра, пригласила на свадьбу в тундру, примерно сказала место, где стоят я взял снегоход (Ямаха Викинг-3, если кому интересно),
закупились по минимуму, жена купила какие-то подарки, я особо не вникал, не мужское это дело)).

Договорились, что когда будем подъезжать, созвонимся, чтобы навстречу выехал снегоход, чтобы не плутать тундра ведь большая).

Выезжали, погода была солнечная, общий километраж до стойбища был примерно километров 120. В дороге чаю попили, я грамм 100 накатил, как же без этого)).
Долго ли, коротко... но до места доехали.
Два чума, встретил первым нас вот этот собакен, я ещё удивился, как он на песца похож, это оленегонные лайки.




Пока разговоры, да встреча, обнимашки, целовашки,погода вдруг испортилась. Эти фото я сделал на улице.

Поднялась пурга, в 30 метрах уже ничего не видно, было опасение, что гости не приедут, но обошлось.




Со страницы https://pikabu.ru/story/svadba_v_tundre__2_5020158

Мне тундровая жизнь не в диковинку, я в оленстадах после ВУЗа отработал 14 лет, прошел путь от рядового зооветспециалиста до директора совхоза (когда - нибудь и об этом расскажу, всему свое время) , а вот для жены многое было впервые. Она очень боялась ночью уснуть, все думала, что её ночью кто-то вытащит из чума и утащит в тундру :)). А ещё она боялась одна ходить в туалет, думала что её волки сожрут, туалетов в обычном понимании в тундре нет, надо ходить до ближайших кустов. Да ещё олени ручные её постоянно сопровождали, им в удовольствие мочевину, едят желтый снег только в путь... солей им не хватает...

Но я что-то отвлекся.

Утром, часов в 10 пришёл звонок на телефон, подъезжают гости со стороны жениха... Как я позже насчитал, около десятка нарт и на снегоходах ещё. В общей сложности людей было человек 50, с обеих сторон.

Я впервые увидел, как встречают упряжки гостей, их надо остановить и поймать голыми руками мужчины со стороны невесты.







Здесь на одном фото видно чьи-то ноги вверх тормашками, но в общем все удачно, никто не пострадал. Хочу напомнить, что оленеводство на Ямале отгонное, т. е. олени ни разу ручные, особенно плодовое стадо, важенки с телятами людей почти не видят... более - менее спокойные ездовые быки, на них ездят почти каждый день, и почти каждый день они бывают у чумов на стойбище.

Со страницы https://pikabu.ru/story/svadba_v_tundre3_5029814

Как вообще происходит сватовство? Тут наверно как и раньше, бОльшую роль играют родители.

Насколько я знаю, сперва на разведку приезжает наиболее уважаемый человек со стороны жениха (буду говорить от имени невесты, т.к. я представлял её сторону). Причем это не обязательно может быть отец жениха или его мать. Он присматривается к девушке, задает вроде ничего не значащие вопросы родителям, смотрит как она держится, слушается ли отца-матери, как одета, умеет ли шить ну и другие подобные вещи.

Затем приезжает как бы сваха, женщина с хорошо подвешенным языком, начинает рассказывать о том, каковы родители жениха, сколько у них оленей, каковы отношения в семье, немного рассказывает о молодом человеке.

Затем уже приезжают родители вместе с женихом, это первые смотрины. Инициатива всегда исходит от стороны жениха. Если молодые друг другу понравились, то дальше уже обговариваются детали: сроки, размер калыма, к примеру в нашем случае было 40 голов оленей, в т.ч. 30 важенок, здесь же отец невесты оговаривает размер приданого, в данном случае она забрала из стада 10 своих оленей. Затем, когда срок свадьбы назначен, опять обговариваются уже детали свадьбы, сколько с какой стороны будет гостей и прочие мелочи. Все остальные казенные процедуры, как-то – официальная регистрация брака, регистрация новорожденных и прочие – уже по прибытии в цивилизацию, в село где прописаны или в районный центр.

Итак, гости приехали… О чём там был разговор на улице, я особо не прислушивался…подошел когда начали открывать двери в чум невесты, изнутри их держали родственники невесты, снаружи их пытались открыть родственники жениха…минут пять наверно эта процедура заняла, можно увидеть на фото…там одни женщины.







Какой в этом смысл, я так и не понял, но наверно что-то означает. В итоге родня жениха победила, невесту вывели в свет!



Вообще наряды у женщин исключительно красивы, вот эти узоры шьют вручную, из камуса (шкура с голени) оленя- белого и темного…обычно вырезают по лекалам в зеркальном отражении, потом сшивают вместе мелкой-мелкой строчкой жилами со спинных сухожильных тяжей оленя, тогда шов «дышит»…если сшить капроновой или шелковой нитью, шов при намокании и последующем высушивании – просто порвётся, а сшитый жилами – будет расширяться и сжиматься так же, как основа. Между швами часто прокладывается цветное сукно, опять же для того, чтобы шов «дышал». Моя мама, насколько я помню, никогда не резала по лекалам, только на глазок…у неё был специальный нож только для узоров и орнаментов, очень красивая «финка», острая как бритва. Узоров и орнаментов очень много, у каждого своё название…это и «чум» и «оленьи рога» и «горы» и «заячьи ушки» и много чего еще. Женщины в ягушках…она шьется из нескольких телячьих шкур, один слой мехом внутрь, второй слой – мехом наружу, в зависимости от времени убоя и возраста теленка шкуры делятся на «выпороток», «пешку» или «пыжик» и «неблюй». Последнее наименование смешное, но из песни слов не выкинешь! )) Ягушку моей мамы сейчас можно увидеть в окружном краеведческом музее г.Салехарда, а также и её «тучу».

Мужчины ходят в малицах, она только из одного слоя, «неблюи» мехом внутрь, шапка из пыжика и рукавицы из камуса пришиты прямо к ней. Сверху надевается сорочка из цветного сукна, на рабочей малице – сорочка из плотного темного материала или х/б «камуфляж». Сверху, в сильные морозы при дежурстве в стаде мужчины надевают «гусь» или «сокуй», он шьется тоже из неблюев мехом наружу. Таким образом получается две воздушных прослойки, про свойства оленьего меха можно прочитать в Гугле, если кому интересно… Гусь в мокрый снег или дождь может быть сшит из шинельного сукна.



Отдельно про «тучу». Это женская сумка для рукоделия, в качестве примера показываю «тучу» моей жены, подарок местной мастерицы, это новодел, из современных материалов (экокожа, бисер, различные блестяшки из металла и т.д.).

Справа виден сдвижной футляр для хранения игл. Оригинальная, аутентичная «туча» шилась из нескольких сортов кожи (ровдуга или замша, кожа нерпы, моржа, отделка камусом), украшалась различными пуговицами, узорами, нашивками. На маминой «туче» я помню еще царские пуговицы, с двуглавыми орлами.

Со страницы https://pikabu.ru/story/svadba_v_tundre__4_5333565

На свадебный пир были забиты олени, часть мяса заготовлена заранее.

Кстати, забой оленя для значимых мероприятий – это целый ритуал, он разнится от района к району, но суть у ненцев едина – олень должен умереть головой на восток и без пролития крови. Поэтому сперва два человека придушивают оленя арканом (здесь ещё преследуется цель – оставить кровь в туше), затем животное оглушают обухом топора, и только потом следуют два укола острым ножом: один – в сочленение первого шейного позвонка (атланта) и основанием черепа и второй – в сердце, с левой стороны. Олень умирает быстро и без мучений. Те ненцы, которые живут географически ближе к городам, в основном это Приуральский район, и исповедующие христианство, читают короткую молитву. Язычники мажут жертвенной кровью своих идолов – Сядэев. Язычество – удобная религия, я считаю, выстругал себе из полена идола, не справился идол с задачами, в печку его, хоть какая-то польза от божка. 





Традиции сыроедения тысячи лет, таким образом коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего востока спасались от недостатка витаминов и микроэлементов. Кружка свежей горячей крови пьянит не хуже рюмки водки, правда с непривычки может пронести :).

Столы были накрыты в обоих чумах, столы в тундре низкие, стульчиков, как правило, не предусмотрено, но они есть…обычно или сделанные самостоятельно, в виде небольших пуфиков, или детские стульчики из магазинов. Но чаще сидят прямо на постелях.

Я всегда удивлялся, как может чум, диаметром не более 8-12 метров, вместить такое количество народу. Столы в чуме накрывают сразу в обоих половинах. Понятно, что основное блюдо – это оленина во всех видах, строганина, варёное, тушёное на медленном огне, в густом супе с добавлением муки. Гости, приезжающие с побережья Оби, привозят рыбу, так называемая «белая» рыба, белорыбица, сиговых пород – нельма, муксун, щёкур (чир), сырок (пелядь), пыжьян (сиг). Ну и понятно – водка на столах, какая же свадьба без спиртного?!



Следы у парня на лице - это следы обморожения, очень частое явление, мороз кусает незаметно!

Каких-либо особых свадебных ритуалов я больше не видел, здесь сказать особо нечего. Дальше было обычное застолье, с пожеланиями молодым, тостами…ну и дракой в конце…какая ж свадьба без драки??

О драке расскажу поподробнее.

Я сидел на противоположной стороне чума, и видел, как всё начиналось. Просто не там посадили людей. Один из гостей со стороны жениха начал что-то втирать очень настойчиво огромному просто мужику, ненцы сами по себе не очень большие люди, но этот видимо был метисом, под два метра ростом и кулаки, как кувалды. Сперва он слушал, что ему говорили, потом начал катать желваки по скулам, видно было что сдерживается, но это ненадолго…

И началось! Столы были мгновенно перевёрнуты, посуда разлетелась, содержимое растоптано могучими ногами, провокатор улетел ко входу спиной вперёд, женщины завизжали, немедленно в бой ринулись гости с моей половины. Я успел схватить сухонького старичка лет 70-и, он всё порывался принять участие с воплями: «Наших бьют!!», но я его так и не выпустил. На шум прибежала моя жена из соседнего чума, увидела, что я не принимаю участие и успокоилась..

В итоге драка прекратилась, больше всех, как всегда это бывает, пострадали разнимающие, одного лицом провезли по полу, вся щека ободрана до крови, второму разбили нос. Большого мужика укротила его жена, метра полтора ростом, она повисла у него на шее. Кста, не знаю другого, более прочного в мире кольца, чем кольцо из женских рук, которое не разорвать никакому гиганту…мужик сразу превратился в большого доброго телёнка .

Столы установили на место, разбитую посуду прибрали, подмели полы и застолье продолжилось, зачинщиков рассадили на разные половины… Сидели долго, я уже заполночь лёг спать.

На утро весь аргиш начал собираться в дорогу, свадьба должна была продолжиться в стойбище жениха, но мы туда уже не поехали, надо было возвращаться домой.









В чум пригнали транспортных быков, отобрали для поездки, запрягли…на фото можно видеть нарядную нарту невесты, как она делает последний круг вокруг чума родителей.







На последнем фото слева направо – жених, невеста и свекровь.



Мы ещё остались в чуме до вечера, аргиш (олений обоз) ушёл, а вечером и мы уехали на снегоходе в город.
КОНЕЦ


h+s+
Tags: цитаты_Серкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments