Alex Dietrich (glavbuhdudin) wrote in rabota_psy,
Alex Dietrich
glavbuhdudin
rabota_psy

Обольщение и склонность к обману

Взаимодействие со скрыто-агрессивными людьми в чем-то напоминает травму
позвоночника: ущерб уже нанесен, но вы можете еще долгое время пребывать в неведении
относительно его причины. Если вы когда-либо сталкивались с одним из этих ловких
дельцов, вы знаете, насколько обаятельно и обезоруживающе они могут себя вести. Они –
мастера обмана и обольщения. Они показывают вам то, что вы хотите видеть, и говорят то,
что вы хотите слышать. Герой следующей истории может служить примером человека,
который способен очаровать и увлечь кого угодно, не теряя способности нанести своей
жертве удар в самое сердце.

История Дона и Эла

Эл нравился всем. Едва он появился в компании, как продажи стали неуклонно расти,
связи с общественностью – укрепляться, а моральное состояние коллектива поднялось на
невиданные высоты. Эл был готов в любой момент поддержать вас комплиментом и дать вам
почувствовать себя нужным. Вы ощущали, что он ценит вас и симпатизирует вам. Вам
хотелось быть с ним в одной команде, потому что вы чувствовали, что он на вашей стороне.
В нем определенно что-то было – какая-то харизма. Да, он всем нравился.
Дон поначалу колебался. Он много лет проработал в бизнесе и повидал всяких
руководителей, а потому стал несколько невосприимчив к таким вещам. Иногда он
чувствовал себя неуютно рядом с Элом, даже если тот говорил комплименты в его адрес или
предлагал, по обыкновению, свою поддержку. Однако указать причину этого дискомфорта
Дон не мог. Кроме того, сложно было отрицать, что Эл много делает для компании и что
благодаря ему преданность сотрудников достигла невиданных высот. Не поспоришь и с тем,
что, когда тебя ценят и поддерживают, это придает сил, – а Эл, как никто другой, умел
создать такое ощущение. В конечном итоге Дон тоже проникся к нему, как и все остальные.
Когда однажды до Дона докатился слух о том, что Эл планирует взять нового
сотрудника, он не знал, как на это реагировать. Да, он, конечно, уже в возрасте и не бьет
рекорды продаж. Но ведь Эл ничего не говорил ему, кроме обычных любезностей. Более
того, он только что выдал Дону похвальную грамоту «За годы выдающейся работы». Дон
решил, что лучше всего напрямую спросить у Эла, не собирается ли тот его уволить.
«Здорово, что ты заглянул ко мне, Дон. Вовсе не хочу, чтобы ты думал, что я способен
промолчать о своем недовольстве тобой. Мне это несвойственно. Могу тебя заверить: твое
место останется за тобой так долго, как ты захочешь». Ответ успокоил Дона. А еще он
ощутил стыд и вину за свои подозрения и недоверие.
В тот день, когда в отделе приступил к работе новый сотрудник, Дон не знал, что и
думать. Он никак не мог уразуметь, в чем состоит задача Джеффа, хотя сам Джефф признал,
что его нанял Эл и именно Эл назначил его выполнять ту же самую работу, которой
занимался Дон. Понятно было только одно: они оба работают за процент от продаж, так что
если Джеффу передадут половину текущих клиентов, как пообещал ему Эл, то Дон на
какое-то время попадет в крайне стесненное финансовое положение.
Дон злился на Эла. Хуже всего, что было не очень понятно, почему именно он злится.
Он не знал, правду ли говорят, что Эл и Джефф знакомы уже давно и обсуждали эту работу
на протяжении нескольких месяцев. Он не мог быть уверен и в том, что сделка состоялась
именно тогда, когда Эл лично заверил его, что все в порядке, и наградил грамотой. Более
того, он не мог найти никаких свидетельств явной лжи со стороны Эла. Ведь больше всего
его задевало то, что Эл не сказал. А он не сказал, что скоро предложит Дону поделиться
клиентской базой с новым сотрудником («во имя будущего процветания компании», как он
потом объяснил). И никак не обозначил, что, несмотря на возраст Дона, ждет от него
«традиционной превосходной работы» по привлечению нескольких новых клиентов, которая
позволит ему восстановить свою клиентскую базу. Однако больше всего Дона вывела из себя
та речь, которую Эл произнес, чтобы поддержать и вдохновить его: «Я по-прежнему верю в
твои способности и даже в мыслях не держу расстаться с тобой, как говорил и прежде.
Надеюсь, что ты сумеешь продолжить работу, – хотя, конечно, пойму тебя, если ты решишь
уйти».
Дон столкнулся с трудным выбором. Можно было остаться и начать все с нуля, хотя
силы и здоровье далеко уже не те, а можно было смириться с отставкой и попытаться как-то
свести концы с концами. Он знал, что вряд ли сможет сделать это с половиной обычных
комиссионных. Он также все четче осознавал, что его использовали. Он укреплялся в мысли,
что Эл ничего не сказал ему, чтобы он не ушел раньше времени – ведь это нарушило бы
взаимодействие с клиентами и, возможно, повлекло бы за собой потерю кого-то из них. Это,
в свою очередь, обошлось бы компании в круглую сумму и подпортило бы Элу его
репутацию одной из «восходящих звезд» компании. Усугубляло ситуацию то, что Дон
остался в одиночестве. Большинство по-прежнему было в восторге от Эла.

Ловкий делец

Все мы знакомы с людьми вроде Эла. Умный и обаятельный, он пленяет окружающих,
демонстрируя им свою поддержку, и получает взамен их преданность. Но, по правде говоря,
единственное, в чем Эл по-настоящему заинтересован, – собственное продвижение наверх. А
еще он лжет. Да, он не идет на открытую ложь, но он с легкостью лжет умолчанием (то есть
скрыто). Он не был полностью откровенен с Доном, когда тот спросил его о своих
перспективах в компании. Нет, он не планировал увольнять Дона и был готов при
необходимости удерживать его, однако рассчитывал «обложить» Дона «данью» и надеялся,
что тот в конце концов уйдет по своей воле. Воздержавшись от открытой лжи, он сохранил
видимость, что все было честно. Ложь умолчанием помогла ему эффективнее выполнить
свое гнусное дело.
Рано или поздно Дон станет слишком большой обузой для компании. Эл мог бы
обсудить с ним это честно и открыто. Но вместо откровенной беседы он просто увильнул от
темы. При этом он заботился отнюдь не о чувствах Дона, а исключительно о личной выгоде.
Новому сотруднику нужно было время, чтобы упрочить свое положение и войти в курс дела,
и Дон был бесценным подспорьем в этом вопросе. Негативная реакция клиентов Дона, если
бы он ушел или был уволен прежде времени, могла бы повредить блистательному имиджу
Эла. К тому же, если бы Дон подал заявление, когда ему была гарантирована работа, Эл
остался бы хорошим парнем в глазах всех окружающих. Такие хитрые маневры –
отличительный признак скрыто-агрессивной личности.
Дон никогда не был моим пациентом, однако я хорошо осведомлен о том тяжком
испытании, которое устроил ему Эл. Так случилось, что позже Эл показал свой истинный
характер. Он совершил отвратительное преступление, за которое в настоящий момент сидит
в тюрьме. Поскольку он так долго с неизменным успехом водил всех за нос, то решил, что и
это сойдет ему с рук. К счастью, он просчитался. Но эта история должна навести вас на
мысль о серьезных изъянах, имевшихся в его характере задолго до того, как Провидение
разоблачило ту жестокость, которую ему так долго удавалось скрывать.

Джордж Саймон "Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора"

Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments