pd_v_np (pd_v_np) wrote in rabota_psy,
pd_v_np
pd_v_np
rabota_psy

МОНОДРАМА: пример монодрамы при невротических расстройствах

Серия постов о монодраме. Окончание

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир

Начало
Немного о МОНОДРАМЕ
Монодрама: психодраматическая концепция личности
Монодрама: отличие монодрамы от психодрамы
Монодрама: возможности и ограничения монодрамы
Монодрама: подготовка к монодраматической игре
Монодрама: переход к игре
Монодрама: построение сцены. Назначение на роль
Монодрама: техники психодрамы в монодраме
Монодрама: техники психодрамы в монодраме
Монодрама: выведение из роли, обратная связь, шеринг

Пример монодрамы при невротических расстройствах


Обмен ролями (Техника действия )
При обмене ролями протагонист берет на себя социальную роль другого лица, «с которым у него сложности, и говорит за него» (Schutzenberger, 1979, S.51).В роли другого лица можно рассматривать и определять относительный характер переживания этого лица из другой перспективы. «Вчувствование в роль другого лица или принятие на себя его роли создает ядро всей человеческой интеракции. Этот процесс, физически и эмоционально разворачивающийся в монодраме, совершенствует восприятие самого себя и других людей и облегчает осмысленную коммуникацию» (Yablonski, 1992, S.111). Это имеет диагностическое и терапевтическое значение, особенно при невротических расстройствах. Это может дать представление о переживании социальных и семейных ситуаций и о поведении в данных ситуациях. Технику обмена ролями можно комбинировать с техникой двойника. Эволюционно-исторически обмен ролями соответствует «стадии Ты-осознания» (Leutz, 1986, S.47).

Типичный пример обмена ролями (Выдержка в сильно сокращенной форме )
Речь на этом сеансе идет о постоянно повторяющейся стычке с матерью. Клиент воспринимает мать как контролирующего человека, который имеет негативный настрой по отношению к его работе.

Я предлагаю клиенту описать и разыграть сцену последней ссоры.
Клиент определяет пустому стулу роль матери и начинает диалог.
После каждого обмена ролями я кратко беру на себя голос соответственно обменяной роли и повторяю последние сказанные клиентом слова или фразы.

Клиент: «Я хотел бы знать, чем тебе не нравится моя работа?».
Клиент в роли матери: «Разве это можно назвать работой?».
Клиент в роли матери молчит.
Терапевт: «Вы молчите?».
Клиент в роли матери: «Я чувствую, что ничего не могу сделать. Но я не хочу, чтобы он становился самостоятельным».
Терапевт: «Почему Вы не хотите, чтобы Ваш сын становился самостоятельным человеком?».
Клиент в роли матери: «Он оставит меня, и тогда я буду совсем одна».
Клиент впадает в состояние глубокой задумчивости.
Я предлагаю клиенту вернуться в свою собственную роль, вывести стул из определенной ему роли и задуматься над пережитым.
Клиент начинает ощущать сочувствие к своей матери. Образ контролирующей матери сменился пониманием ее действий.

Яблонски обобщил терапевтическую и диагностическую значимость обмена ролями (Yablonski, 1992, S.108f):
«К обмену ролями прибегают по нескольким причинам:

1. Если протагонист играет роль кого-то другого, кто важен для него, то он постепенно начинает чувствовать и понимать позицию этого другого человека и его реакции в конкретной ситуации.

2. Обмен ролями может помочь протагонисту увидеть самого себя как будто в зеркале... Этот способ позволяет протагонисту понять себя и лучше понимать другого человека...

3. Обмен ролями часто помогает протагонисту быть более спонтанным, поскольку выводит его за пределы привычной оборонительной позиции... Часть этих элементов понимания объясняется тем, что протагонист лучше может понимать другого человека в конкретной ситуации тогда, когда он его изображает...

4. Часто обмен ролями просто служит для того, чтобы дать возможность вспомогательному Я лучше осознать то, как протагонист понимает роль...»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, хотя монодрама лишена возможности использовать все преимущества психодрамы с привлечением участников группы, тем не менее, это полноценный метод психотерапевтической работы, позволяющий расширить границы индивидуальной терапии.
С помощью монодрамы можно «пригласить» на терапию значимых людей из жизни клиента или «дать голос и возможность действовать» чувствам, переживаниям, проблемам, болезням и сомнениям. При этом в индивидуальной работе возможно использование всех основных психодраматических техник, с учетом особенностей их применения в контексте индивидуальной работы.

Литература и интернет-ресурсы, использованные при подготовке материала.

1. Психодрама на двоих (перевод Юлия Казакевич), Режим доступа: http://www.psihodrama.ru/t355.html
2. Эрлахер-Фаркас Б. Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии. Киев: Ника-Центр. 2004.
3. Rosa Cukier. Bipersonal Psychodrama: Its Techniques, Therapists, and Clients., в т.ч. http://www.psihodrama.ru/t265.html
4. Гриншпун И., Морозова Е. Психодрама, Режим доступа: http://www.psihodrama.ru/t181.html
5. Горностай П. Психодрама — это действие души, Режим доступа: http://www.psihodrama.ru/t276.html
6. Киппер Д., Клинические ролевые игры и психодрама
7. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов. Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. Москва. Независимая фирма “Класс”. 1998.
8. http://www.psihodrama.ru/t582.html
9. Психодрама в России: истории, смыслы, символы. Составители Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова
10. Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко. Психотерапия. Учебник для вузов, 2008 г.
Tags: психодрама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments