pd_v_np (pd_v_np) wrote in rabota_psy,
pd_v_np
pd_v_np
rabota_psy

МОНОДРАМА: Построение сцены. Назначение на роль

Серия постов о монодраме.

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир

Начало
Немного о МОНОДРАМЕ
Монодрама: психодраматическая концепция личности
Монодрама: Отличие монодрамы от психодрамы.
Монодрама: Возможности и ограничения монодрамы
Монодрама: подготовка к монодраматической игре.
Монодрама: Переход к игре

Построение сцены

Представление сцены в монодраматической игре происходит так же, как и представление сцены в психодраме.

Фаза действия в психодраме представляет собой проигрывание ситуации из реальной жизни клиента – прошлого, настоящего или будущего.

Терапевт помогает клиенту поддерживать ощущение, что действие происходит "здесь и сейчас". Событие реальной жизни клиента, будь то прошлое или будущее, всегда должно быть максимально приближено к реальности, так, "как если бы" оно происходило в данный момент времени в данном месте. [1]

Директорские навыки, используемые для построения сцены, очень важны для терапевта, который применяет психодраму в индивидуальном приеме.

Вместе с клиентом директор должен установить, где будет располагаться сцена, где и когда происходит действие, кто и что присутствует в сцене, т.е. "семья в комнате завтра вечером, муж и жена обсуждают свои отношения"…

Процесс построения сцены создает атмосферу возрастающей реалистичности происходящего как для клиента, так и для терапевта. Если жизненная правда сцены воссоздается в кабинете, то это также помогает клиенту в большей степени почувствовать себя дома.

Компоненты сцены – кто, где и когда.

Терапевт просит клиента расставить основные предметы мебели, чтобы обозначить место, которое он выбрал для сцены. Клиент расставляет стулья, кушетку, стол, кровать или игрушки на столе и т.д.

"Где" для сцены можно развить, определяя, темно в комнате или светло, чем здесь пахнет, каковы "дух" и "голос", какого что цвета и как это на ощупь. Кроме того, терапевт может попросить клиента стать картиной или машиной и расспросить его в этой роли.

Когда на сцене уже есть "где", клиент может продолжить, решая для себя, какое время и каких людей он хочет на ней представить.

Участвующие в ситуации лица символически показываются вспомогательными объектами (стулья, платки, игрушки, листы бумаги и т.п.). При обосновании выбора ролей, при вхождении в роль вспомогательных объектов может возникнуть совершенно другая монодраматическая сцена, чем та, которую первоначально планировал клиент.

Терапевт помогает принять решение, какую сцену теперь следует разыгрывать. Если клиент принимает решение в пользу последнего варианта, т.е. новой сцены, то старая сцена «замораживается», а новая ситуация пространственно отделяется, происходит быстрое вхождение в новую сцену.

От более точного пространственного представления следует отказаться ради наглядности прежде всего для того, чтобы не потерять спонтанность клиента. При разворачивании следует вновь внимательно следить за временным порядком сцен, чтобы следовать за внутренней динамикой клиента. Чувства, которые вызывает поведение господина X у клиента, или конфликтная ситуация, возникающая из-за этого, является содержанием последующего обсуждения. [2]

Назначение на роль

Для маркировки участвующих лиц выбирают имеющиеся в помещении предметы. Важно оставить время для выбора предметов и предложить клиенту при распределении ролей конкретно взять эти предметы в руки или прикоснуться к ним рукой и в соответствии со всплывшей в памяти сценой поставить их на надлежащее место при соблюдении их взаимоотношения между собой и с клиентом. Не редко клиент сам уже при распределении ролей замечает взаимосвязь между предметом и характером выбранного лица; т.е. следующее за игрой обсуждение выбора ролей уже оказывается подготовленным.

При вхождении через дублирование, как и в психодраме во время дублирования, также осуществляют прикосновение к вспомогательному объекту рукой.

В заключение клиент выбирает предмет для самого себя. Таким образом, ситуация для смены ролей на этапе игры оказывается подготовленной. Важно, что клиент вступает в роль в конце, т.е. лишь тогда, когда произошло представление сцены и вхождение в роль главных участвующих лиц или других содержательных моментов. [2]

Tags: психодрама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments