pd_v_np (pd_v_np) wrote in rabota_psy,
pd_v_np
pd_v_np
rabota_psy

МОНОДРАМА: Переход к игре.

Серия постов о монодраме.

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир


Начало
Немного о МОНОДРАМЕ
Монодрама: психодраматическая концепция личности
Монодрама: Отличие монодрамы от психодрамы
Монодрама: Возможности и ограничения монодрамы
Монодрама: подготовка к монодраматической игре.

Переход к игре

Кто-то говорил в шутку, что для того, чтобы понять психодраматист ли этот терапевт, достаточно просто увидеть, что он просит клиента встать и начать двигаться всякий раз, когда начинает работать. [3] Игровой этап может начинаться тогда, когда клиент в процессе рассказывания:

-п
рименяет «внутренний обмен ролями», т.е. повторяет прямую речь других, идентифицирует себя с чувствами других: «это сказал(а) он/она», «это он/она так закричал(а), заплакал(а)»;

- применяет конкретизацию: «я как будто стою перед какой-то стеной», «на экзамене как дурак набитый», «меня словно парализовало», «перехватило горло»;

- хочет осуществить пробное действие: под защитой ситуации, созданной в ходе терапии монодрамой, апробируется то, что в повседневной жизни до сих пор было немыслимым, невысказанным, невозможным;

- дает конкретное описание ситуации: «Следовательно, это было так...». [2]

Принципиально важно, чтобы требования монодрамотерапевта были краткими и конкретными, т.е. хорошо понятными. Если раньше у клиента уже был опыт монодрамы, то для приглашения достаточно вопроса: «Может быть, Вы хотите попробовать представить рассказанное в ролевой игре?». Если клиент соглашается и говорит, например: «Да, а как это будет происходить?», то монодрамотерапевт должен первым проявить активность, т.е. подняться со стула [2]

Приглашение к монодраме заканчивается, если клиент:

встает и начинает сценическое представление, т.е. монодраму;

отклоняет предложение вербально: «Я хотел бы продолжить свой рассказ»;

невербально: например, молчит, избегает зрительного контакта с терапевтом, остается сидеть и т.п. [2]

Если монодрама началась, т.е. наступил уже собственно игровой этап, то терапевт может дублировать маркированные вспомогательными объектами лица либо в случае конфликтов при принятии решения, различные возможности или же обмениваться ролями с клиентом.

Важно, чтобы решение относительно каждого шага принималось предварительно самим клиентом. Будь то дублирование, или обмен ролями, или внутренний диалог, всегда предварительно следует выяснять, подходит ли такое действие, и только затем применять эту технику. Для этого не нужны длинные разговоры.

Решающей является внутренняя позиция терапевта ждать согласия клиента, прежде чем сделать следующий шаг. Только таким образом можно добиться, чтобы на каждом этапе игра оставалась игрой клиента, а не становилась игрой терапевта. [2]

Продолжение Монодрама: построение сцены. Назначение на роль
Tags: психодрама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments