pd_v_np (pd_v_np) wrote in rabota_psy,
pd_v_np
pd_v_np
rabota_psy

Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 2/12

Оригинал взят у pd_v_np в Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 2/12
Цели психологической помощи детям — жертвам насилия определяются исходя прежде всего из особенностей этих детей. Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.


2.Возможности психодрамы

Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми — жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы.
«Я обрела веру в нашу психодраматическую группу. Не могу вспомнить, чтобы в последнее время я вообще кому-нибудь доверяла» (Таня, двенадцать лет).
Научиться доверять другим — значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.

«Я так нуждалась в человеке, которому могла бы рассказать без утайки все, что со мной произошло, и сегодня я смогла сделать то, чего мне так не хватало в жизни: играя роль самой себя, я рассказала обо всем своей маме... Для меня было очень важно, что она меня поняла, не ругала, а обняла и успокоила. Она мне объяснила, что я совсем не виновата в том, что случилось, и я ей поверила» (Светлана, пятнадцать лет).

Эти примеры (в которых имена пострадавших изменены) демонстрируют естественность драматической реальности для детей и ее целительное действие.

Психодраматические методы психологической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Это помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление.

Психодраматические методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Таким образом они изменяют свое восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных условиях (в том числе и в семье).

Достоинства психодраматических методов в том, что они:
— включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;
— рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;
— фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;
— способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.

Последнее особенно важно знать тем, кто работает с детьми, испытавшими жестокость. Дело в том, что чувства гнева и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того как ребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феномен подтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер и др.). Сделать больно, отплатить обидчику — вот первые чувства, переполняющие многих из юных жертв насилия, после того как они рассказали о нем на индивидуальной консультации или в группе.

Однако они боятся, что гнев нельзя выражать, что их не поймут и осудят (раздражение, гнев традиционно считаются «плохими» эмоциями). Тем более что дети не имеют опыта конструктивного их выражения.

Важные задачи психодраматической работы — создать безопасные условия, где ребенок мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить конструктивно выражать гнев.

Психодрама предоставляет возможность для выражения гнева. Еще основатель психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов к проигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы люди могли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублением самоосознания и расширением миропонимания.

После того как наличие гнева признано, а выражение его в игровой форме «стало позволено», ребенок начинает контролировать свое поведение и ощущает себя в безопасности.

Итак, психодрама может помочь:
— отыграть вовне драму внутреннего мира;
— овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;
— поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;
— найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;
— освоить новые роли и модели поведения.

Психодрама позволяет моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли.
По словам Адама Блатнера (Blatner, 1973), «психодрама в деталях раскрывает перед нами бессознательное отыгрывание в поведении (acting out), которым мы пользуемся в качестве защитного механизма для разрядки внутренних импульсов во время символического или реального действия».

Очень важно, что психодрама использует естественные способы исцеления взрослых и детей, перенесших тяжелую психическую травму. Некоторые психологические защитные механизмы проявляются в поведении, не получающем общественного одобрения, и поэтому воспитатели эти механизмы в лучшем случае игнорируют, а чаще — подавляют (депрессивных детей родители заставляют не унывать, а раздраженных — успокоиться).

Адам Блатнер также отмечает, что наша культура многие человеческие качества относит исключительно к детству, например такие, как спонтанность, креативность и желание играть, тем самым препятствуя проявлению детской непосредственности во взрослой жизни. Психодраматическая же работа с детьми позволяет развивать эти качества и с уважением относиться к их проявлениям. Дети отлично чувствуют символическую реальность. В ней они получают возможность сыграть множество ролей, примеряя их на себя, и вместе с тем приобрести опыт интеграции возникающих в процессе игры переживаний. Психодрама не препятствует естественному поведению детей, наоборот — она его поощряет и, если смотреть шире, дает детям возможность почувствовать, что их принимают и ценят.

Важное значение в психодраме придается эмоциональному отреагированию негативного жизненного опыта в процессе ролевого взаимодействия. Такое отреагирование Я. Морено, вслед за Аристотелем, называл катарсисом, то есть очищением. Но, в отличие от Аристотеля, для Я. Морено катарсис является отреагированием не только через сострадание и страх, но и через очищающую силу юмора и смеха. Члены группы во время драматической импровизации как бы отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводу реальных событий и получают возможность увидеть свою жизнь глазами других людей.

Морено говорил: «Сначала имеет место воспроизведение, вслед за ним приходит время переобучения». При работе с детьми, пережившими насилие, целесообразно особо выделять стадию восстановления доверия, без которой воспроизведение состояться не может. Структура психодраматической сессии

Обычная психодраматическая сессия состоит из трех стадий: разогрева, драмы (сценического действия) и шеринга.
Примерные упражнения для разогрева см. в приложении. 12/12

Шерингом мы называем безоценочное обсуждение в группе тех или иных психодраматических событий, переживаний.
При использовании психодраматических методов в работе с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, психодраматическую сессию условно можно разделить на три этапа, которые известны психодраматистам как «три В»:
— восстановление доверия;
— воспроизведение события в действии;
— выстраивание модели поведения.

В первом приближении эти три этапа соответствуют трем стадиям групповой психодраматической сессии, хотя все технические возможности метода с тем же успехом можно использовать и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Психодраматические методы можно применять на различных этапах работы с ребенком: и на диагностическом этапе (главная цель которого заключается в «раскрытии факта» насилия и в определении ведущих представлений, переживаний и моделей поведения, сформировавшихся у ребенка вследствие этого), и на последующих этапах — в процессе психологической работы, направленной на реабилитацию жертвы насилия, когда основной акцент переносится на обретение нового представления о себе и новых моделей поведения.

Психолог, проводящий работу по методу психодрамы, становится, в зависимости от целей и задач этой работы, то психодраматистом (постановщиком, режиссером драматического действия), то терапевтом, то ведущим.

Протагонистом называют участника, который при постановке драматического действия играет главную роль. Можно сказать, что это действие разыгрывается всеми участниками, в первую очередь, для решения проблем протагониста, хотя, надо заметить, что обычно психодраматическое решение полезно в той или иной степени всем участникам.

Рассмотрим более подробно особенности применения психодрамы на каждом из этапов «трех В».

Начало http://pd-v-np.livejournal.com/65708.html
Продолжение http://pd-v-np.livejournal.com/65816.html

Наталья Осухова, кандидат педагогических наук, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г.Москва
Данная статья была опубликована в N 43/200 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Со страницы http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.html





Tags: психодрама, травма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments