Leonid Ogorodnov (Leonid Ogorodnov) wrote in rabota_psy,
Leonid Ogorodnov
Leonid Ogorodnov
rabota_psy

Агиодрама "свт. Николай Чудотворец": сепарация дочери от отца

Еще один кейс из опыта проведения агиодрамы - психодрамы по житиям православных святых.

Взять для агиодраматической постановки жития самого, наверное, почитаемого в православном мире святого протагонистке предложил я. Дело было под Новый год, хотелось дарить и получать подарки; кроме того, я втайне надеялся узнать, как суровый архиепископ Мирликийский превратился в сознании западных христиан в Санта Клауса. Все сошлось как нельзя лучше, поскольку протагонистка выбрала для постановки сцену, где Николай тайно одаривает приданным трех сестер. В итоге получилась психотерапевтическая агиодрама на тему сепарации дочери от отца (и отца от дочери).



Содержание эпизода (по свт. Димитрию Ростовскому)

Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатой. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда уже он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу. 0 горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета! Имея сию нечистую мысль, муж сей хотел уже исполнить свое злое намерение. Но Всеблагой Господь, не хотящий видеть человека в погибели и человеколюбно помогающий в бедах наших, вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу, для утешение в нищете и предупреждение от греха. Святой Николай, услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал к нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты и греха. Однако он не пожелал оказать свое благодеяние тому мужу открыто, но задумал подать ему щедрую милостыню тайно...
Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ни откуда не мог ожидать такого благодеяние. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил:
- Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мот узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.
Помолившись так Господу и возблагодарив Его благостыню, муж тот отпраздновал брак второй своей дочери. Уповая на Бога, отец питал несомненную надежду, что Он и третьей дочери подаст законного супруга, снова даровав тайно благодетельствующею рукою потребное для сего золото. Чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото, отец не спал ночи, подстерегая своего благодетеля и желая его видеть. Немного прошло времени, как ожидаемый благодетель явился. Христов угодник Николай тихо пришел и в третий раз и, остановившись на обычном месте, бросил в то же окно такой же мешок золота, и тотчас поспешил к своему дому. Услыхав звон золота брошенного в окно, муж тот насколько мог быстро побежал вслед за угодником Божиим. Догнав его и узнав, потому что нельзя было не знать святого по его добродетели и знатному происхождению, муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель.
- Если бы, - говорил он, - не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе с своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения".
И еще много подобных слов говорил он святому со слезами. Едва подняв его с земли, святой угодник взял с него клятву, что он во всю свою жизнь никому не поведает о том, что с ним было. Сказав ему еще многое на пользу, святой отпустил его в дом свой.

Житие сосредотачивает нас на переживаниях отца, протагонистка в большей степени сосредоточилась на переживаниях дочерей и самого Николая. Так же и «Впечатления ведущего», записанные сразу после драмы, относятся в основном к процессу духовного падения/возрождения отца, а впечатления протагонистки, описанные в подглавке «Интервью с протагонисткой» - к отношениям фигуры отца и дочери.

Впечатления ведущего

Житийные темы, заинтересовавшие протагонистку и группу, были: история об обедневшем отце трех дочерей, рукоприкладство по отношению к Арию и эпизод с константинопольским Патриархом Афанасием, отказавшимся почитать икону Николая. С протагонисткой договорились, что будем ставить первую сцену и, если успеем, вторую. Не успели, и это жаль, поскольку, как мне сейчас кажется, было бы полезно вытянуть из протагонистки прямую агрессию.

Если учитывать ту информацию, которую мы получили в ходе агиодрамы, структура сцены была такая:
1. Процесс духовного падения отца. В агиодраме это свелось к прояснению двух вопросов: почему он не выдал замуж дочерей, пока был богат, и как он потерял свое богатство. Более глубокий вопрос был: выяснить вообще механизм его грехопадения. Деньги тут играют символическую роль, в материальном обнищании передавая духовные аспекты происходящего. В житии эта связь выражена патетическим восклицанием: "0 горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета"!
2. Помощь Николая и процесс возрождения отца. Здесь мне кажется важным тот момент, что Николай не сразу дает всю сумму, необходимую для того, чтобы выдать замуж всех трех дочерей, а спонсирует браки каждой по отдельности, наблюдая, как отец распорядится деньгами: "Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери". Отсюда видно, что речь идет именно о процессе духовного возрождения, с внешней стороны выражающегося в обеспечении будущего дочерей. Об этом, кстати, свидетельствовали и ощущения участников группы, упорно именовавших все произошедшее "чудом", хотя, казалось бы, именно в данном случае Чудотворец ничего чудесного не творил...
Но все это понятно теперь, благодаря агиодраме. А в начале я ничего этого не подозревал, и при выборе участников на роли задал протагонистке наивный вопрос "нужны ли все три сестры, или можно обойтись одной фигурой, символизирующей всех трех". Протагонистка, умница, потребовала вспомогательных Я на каждую из ролей.

Пространство организовалось как бы само собой: «Отец» маршировал вдоль сидящих в ряд дочерей, охраняя их от посягательств женихов: "Они еще маленькие". Обозначилась тема сепарации. Со временем его энергия начала иссякать (как богатство в тексте), он сел и махнул на все рукой: "пусть тут будет проходной двор, а я лучше напьюсь". В агиодраме этого не было, но вполне можно проинтерпретировать его переживания так: выдать дочерей замуж (то есть отпустить их от себя) означает отдать их на блуд. А когда сил "защищать" их нет, он превращает свою фантазию в реальность - устраивает в своем жилище "дом блуда".
Дочери, в свою очередь, в процессе агиодрамы обрели индивидуальность, и каждая по своим причинам, не слишком стремились уйти от отца.

Психотерапевтическим решением в этой ситуации было точное обозначение дара Николая - "что я даю вам (например, "уверенность в промысле Божьем о тебе"), давая золото". При этом надо было обеспечить условия, при которых даримое не было бы расхищено отцом. Результат - интеграция всех даров и сепарация дочерей от отца и отца - от дочерей. Важной для протагониста темой было так же смысловое отделение "означающего" от "означаемого" - смысла дара от золота (денег) как физической субстанции. Необходимые "дары" возникли еще в ходе разогрева, так что результат в основном был достигнут (хотя с фигурой отца надо было бы еще поработать, если бы позволило время).
В целом, работа получилась психотерапевтическая. Надеюсь, что и фигура святого стала для протагонистки ближе и понятнее.

Интервью с протагонисткой (2 недели спустя)

ЛО: Возвращаемся к недавнему прошлому. Недели еще не прошло с твоей агиодрамы о святителе Николае. Почему это не ты предложила эту тему?

Инна: Я вообще не была готова быть протагонистом, просто подошла моя очередь.

ЛО: Как это? Мы за неделю договорились…

Инна: Пацан сказал – пацан сделал.

ЛО: Ладно, давай о Чудотворце. Ты была готова?

Инна: Да, я же слово дала. Но пылкого желания или запроса у меня не было.

ЛО: Я тебе предложил на выбор жития Иоанна Богослова и Николая Чудотворца.

Инна: Иоанн мне отозвался больше, было много внутренних переживаний при прочтении.

ЛО: Почему же ты выбрала Николая?

Инна: Может, это прозвучит не скромно, но мне хотелось подарить подарок группе.

ЛО: Когда я тебе предлагал житие Николая у меня была такая же идея.

Инна: Да, я решила, что это будет не только для меня, но и для всех.

ЛО: И все же, был ли у тебя какой-то внутренний запрос на агиодраму?

Инна: Да, у меня был вопрос, и я его озвучила в группе. Николай всегда был мой любимый святой. Что-то изменилось. Раньше Николай отзывался на мои просьбы, потом перестал. Я хотела узнать, почему.

ЛО: Расскажи, как вы с ним познакомились.

Инна: В Москве есть одна церковь, это первая церковь, в которую я пришла в своей жизни. Я стояла в уголочке, а бабулька около иконы чистила подсвечник. И она мне «представила» Николая: «это Николай. Чудотворец. У него можно просить, чего тебе надо». Очень по-доброму так, у нее глаза светились. Потом про себя что-то рассказала, про сына своего. Потом я еще раз пришла, перед собеседованием на работу, просила Николая. И совершилось чудо, о котором я тебе рассказывала, когда мы говорили о св. Инне. Я закончила учебу, я была в Москве совсем одна, назад дороги не было. Надо было легализовать себя тут, без регистрации невозможно было находиться в Москве. Жилья не было, я могла рассчитывать только на себя. И на Николая. И вот, все получилось, я нашла работу, у меня была очень хорошая зарплата, я могла снимать квартиру. Я стала самостоятельной, кроме того, я смогла помогать другим.

ЛО: И все это ты связываешь с Николаем?

Инна: Да. А потом я почему-то перестала к нему обращаться. А потом снова начала просить его, но уже ничего не происходило.

ЛО: А прочему перестала обращаться?

Инна: Да, вроде, уже ничего и не надо было, все было хорошо.

ЛО: Давай вспомним агиодраму.

Инна: Там была сцена с разорившимя купцом и его дочками… Я читала твои впечатления. Мне понравилось, что ты много написал о переживаниях отца. Для меня эта фигура осталась несколько в тени. Она была видима, конечно, но у меня было больше переживаний в роли Николая.

Если говорить про мою личную историю, то это были два моих отца. Я своего отца не видела никогда, они рано расстались с моей матерью. Меня воспитал отчим. Я называла его папой, и он был для меня полноценным отцом. То есть, сейчас я понимаю, что он мне многого не дал как отец, но я всегда считала его отцом. Та тайна, в которую меня посвятила бабушка – это как раз то, что у меня есть и другой отец.

ЛО: А чего отчим не дал как отец?

Инна: Как я вспоминаю, он мне говорил: «Если кто обидит – бегом ко мне, я помогу». И вот, меня обижают, я бегом к нему, а он говорит: «Разбирайся сама».

ЛО: Так кто есть кто в агиодраме тогда?

Инна: Разорившийся купец – это отчим, а Николай, наверное, отец.

ЛО: Такой отец, какой он должен быть, согласно детским фантазиям?

Инна: Если говорить о фантазиях. Вспомни, какой был Николай. Почему он был такой свирепый? Он мог многое дать, даже если его и не просят, и готов был дать, но он был не допущен.

ЛО: Кем?

Инна: Купцом. Отчимом.

ЛО: Обрати внимание, что купца ты тоже назвала Николаем. Ты их склеивала.

Инна: Безусловно.

ЛО: И у нас была задача их развести?

Инна: Да.

ЛО: У нас получилось?

Инна: Безусловно. Мне очень понравилось, что Николай-святой высказывал свое недовольство, возмущение воспитанием дочерей. И в то же время, в роли было желание примириться с Николаем-купцом. Какое-то мальчуковое, ребяческое желание в футбол с ним поиграть: «Колька, выходи». Жаль, свистеть не умею.

ЛО: До приятельского футбола мы, прямо скажем…

Инна: Мы не дошли. Я это выкрикнула из роли, но никто не услышал.

ЛО: Я догадываюсь, что тебе бы этого хотелось, но для этого надо было разобраться с воспитанием дочерей, Николай-купец должен был отпустить их. Только после этого у него было бы право на подарки от Николая-святого. Мы в основном с дочерьми работали.

Инна: Дочери – это три женских возраста. И подарки от Николая-святого – это было то, что нужно в соответствующем возрасте. Я получала то, чего не дополучила в детстве.

ЛО: О как! Слушай, точно, у нас стало получаться… Драма получилась тогда, когда ты в ролях начала давать и получать строго по возрастам – от младшей к старшей. Какие подарки дочери получали – по возрастам?

Инна: Младшая – веру в возможность исполнение желаний, средняя – смелость быть собой, старшая – уважение к себе.

ЛО: Супер! Но давай вернемся к взаимоотношениям двух Николаев, я тебя прервал.

Инна: Мне мама рассказывала, что она в свое время все пустила на самотек, все мужики решили между собой. У меня была драма, где отец признается, что проиграл мою мать и меня отчиму. В результате отец ушел, а отчим уничтожил все документы. У меня отчество отчима, и я помню, как мне меняли фамилию. В детском саду у меня была фамилия отца, потом – фамилия отчима. Сейчас я задумываюсь о том, не взять ли мне фамилию отцав качестве псевдонима. Еще не решила. Так вот, а бабушка мне «открыла глаза». Мне было года 2 или 3, она мне показывала фотографии, и говорила, что здесь я никому не нужна, но у меня есть родной отец.

ЛО: А сама ты как чувствовала?

Инна: Я считала, что отчим – единственный человек, который меня любит в семье. Мама была холодной, бабушка – жесткой, с отчимом я хотя бы могла поговорить. У нас были общие интересы, он мне много рассказывал про свое детство…Я жила его жизнью.

ЛО: Похоже на то, что происходило в сцене. Дочери жили жизнью Николая-купца, своей жизни у них не было.

Инна: Да, я четко увидела эту картинку. Отчим-самозванец, который не справился до конца с ролью отца. Он не понимал, что дочь – она не просто существует, она еще и растет, и она не может быть все время на привязи и жить его интересами. Он держит ее в заточении, а отпустить в жизнь не может именно потому, что не родной отец.

ЛО: Что ты говорила про лубочность получившегося образа свт. Николая? Так какой он?

Инна: Он какой-то очень мирской получился. Он очень живой, ничто человеческое ему не чуждо, со всеми человеческими интересами и потребностями. Как монах, он отказался от их удовлетворения, но он их понимает. И, может быть, поэтому, поскольку он монах и святитель, его воспринимают как недоступного, а он на самом деле готов к контакту, к общению, к тому, чтобы к нему обращались с просьбами.

ЛО: Что ты получила в результате этой драмы?

Инна: Николай для меня стал доступнее. А для меня лично… Я позволила отцу дать своей дочери то, что из него рвалось, а он не мог дать, поскольку был не допущен. Он в своих взаимоотношениях с матерью и отчимом потерял права на меня, но в отношении меня это было не справедливо. И эти утраченные права на присутствие в моей жизни я восстановила. Соответственно, в роли дочерей я смогла принять дары отца и сделать первые шаги к свободе от тирании отчима.

ЛО: То есть мы наполнили образ Николая Чудотворца чувствами, которые относятся к отцу? Николай – это отец теперь?

Инна: Нет, мы как раз их развели.

Итак, глядя глазами протагонистки, мы видим психотерапевтический результат работы как разведение образов двух Николаев («Отца» и «Святого»), позволившее более реалистичному образу родного отца занять место в жизни протагонистки. Образ Я протагонистки так же конкретизировался: вместо абстрактных дочерей мы получили три возраста девушки, каждому из которых соответствуют свои специфические потребности. Стала отчетливее и трансцендентная роль Николая-Дарителя.

Из интервью с участницей, исполнявшей роль Николая (спустя год после агиодрамы)

ЛО: Давай поговорим о Николае Чудотворце.

Ольга: Давай. Мне довелось быть в роли Николая. Накал чувств нарастал по ходу драмы. Там был отец, который боролся с женихами своих дочерей, не хотел выдавать их замуж, относился к ним как к своей собственности. Но в какой-то момент силы у него кончились, он махнул рукой: «будь что будет», пусть будет хоть публичный дом, раз ничего не получается. А что должно было получиться – не очень понятно, потому что они и так оставались с ним, как он и хотел. И в роли я чувствовала гнев на то, что он на все, что угодно готов, лишь бы не отказаться от зависимости… Там, по-моему, открытым текстом была озвучена алкогольная зависимость у отца: «пусть они мне деньги на выпивку зарабатывают». Игорь у нас был отцом?

ЛО: Да. Итак, Николай злился на отца и ситуацию.

Ольга: Да, и он был настолько сильно чувствующим, что я даже засомневалась, может ли таким быть святой… Позже я задумалась о том, что при работе с зависимостями от терапевта требуется мужество и сила характера.

ЛО: Но наш Николай не стал обрушивать на отца девушек свою злость. Он пошел обходным путем, раздал дочерям подарки, человеческие качества, которые позволяли им избавиться от зависимости от отца.

Ольга: Я помню, что были дары, которые предназначались каждой дочери, был какой-то дар, который позволял им быть собой…

ЛО: Младшей подарили возможность исполнения желаний, средней – смелость быть собой, старшей – самоуважение. Строго по возрастам – то что актуально для ребенка, подростка и взрослой женщины.

Ольга: Да, красиво было.

ЛО: В результате отец со своими претензиями был нейтрализован.

Ольга: Потому, что Николай передал их судьбу в руки Господа?

ЛО: С религиозной точки зрения – да. Как не устает повторять протодьякон Андрей Кураев, тот, кто является рабом Господним, не является ничьим рабом больше. В том числе и рабом своих привычек. А с психологической – потому что у них появились качества, навыки, позволяющие им жить своей жизнью, а не жизнью отца.

Ольга: Да. И та забота, которую девушки ожидали от отца, теперь ожидается от Господа.

ЛО: Хорошо, а с твоей жизнью как это связано?

Ольга: Я себя иногда веду как этот отец по отношению к своим детям. Пытаюсь сгрести их под себя, и наседкой сверху сесть.

ЛО: Напомни, сколько лет твоим детям?

Ольга: Старшей 16, средней 14, и младшему 12.

ЛО: То есть ко времени агиодрамы было 15, 13 и 11.

Ольга: Тот самый вредный подростковый возраст, когда вылезают все хвосты, оставшиеся с детства.

ЛО: Ты идентифицировала себя с отцом

Ольга: Да, и это еще одна важная тема. Если помнишь, мои личные агиодрамы, где я была протагонистом, начались с Ксении Петербургской, юродствовавшей под именем Андрея, и закончились преподобной Марией, подвизавшейся в мужском монастыре под именем Марин. Эта идентификация с мужской своей частью – она и тогда была в работе, и сейчас я с ней работаю. И, конечно, отношения с моим отцом, которому 83 года исполнилось – это текущая ситуация, но это я тебе потом расскажу.

Важной частью работы как для протагониста, так и для участников группы было отношение к образу Николая. Хотя отдельная сцена не дает такого полного образа, как житие в целом, одна из основных задач агиодрамы - психодраматическая встреча со святым, наполнение его образа лдичностным смыслом - была выполнена. Об этом говорит протагонистка, об этом говорит и участник группы.

Из интервью с участником группы, исполнявшим роль отца (спустя год после агиодрамы)

Игорь: Вспомнил еще два случая, которые меня торкнули – это про Николая Чудотворца, что, оказывается, он вполне мог быть веселого нрава.

ЛО: Ты имеешь в виду Иннину агиодраму? Она как раз говорит, что с ее точки зрения он человек суровый.

Игорь: Суровый, но при этом добродушный и доброжелательный.

ЛО: Ты играл отца девушек?

Игорь: Может быть, сейчас не помню. Понимаешь, я не зациклен на тех ролях, которые я играл, я их пропускаю через себя и отпускаю. Так вот, до этой драмы, ходя в церковь и представляя себе святых, я почему-то думал, что все они очень суровые люди.

ЛО: Гм, то, что он дал в морду Арию говорит о том, что архиепископ Мирликийский был довольно суров…

Игорь: Но так же это говорит и о том, что у него есть чувства, которые он может и не сдерживать, он раскрепощен. Но в нашем случае он еще и веселым получился.

ЛО: А что это для тебя?

Игорь: Это мне очень понравилось, я тоже очень веселый. Для меня быть серьезным, читать все время молитвы, думать о Боге тяжеловато. Мне очень важно быть веселым хотя бы иногда. И тут оказалось, что я получаю на это дозволение…

ЛО: ... поясни...

Игорь: Я хочу сказать, что есть строгий пост, строгость помыслов, кельи, аскеза…но в отношении к людям при этом можно быть веселым. Даже во время строго поста не обязательно выказывать свою строгость, ты можешь улыбаться и радоваться. Вот в чем суть.



PS. Больше материалов об агиодраме - на странице "Агиодрама" в Фейсбук: https://www.facebook.com/hagiodram

PPS. 13-го сентября в Москве стартует обучающая программа по мифодраме "Проводник в мир мифа". В программу входит и обучение агиодраме.

Tags: автор, агиодрама, психодрама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments