Надежда Власова (nvlasova) wrote in rabota_psy,
Надежда Власова
nvlasova
rabota_psy

Подростковый возраст. Общее описание.

Оригинал взят у nvlasova в Подростковый возраст. Общее описание.
Предыдущие записи по возрастной психологии:

От полутора до трех:http://nvlasova.livejournal.com/43782.html

Эдип. Она же Стадия триадных отношений или фаллическая(от трех до шести):http://nvlasova.livejournal.com/44779.html

Латент (с шести до 11):http://nvlasova.livejournal.com/46763.html

Подростковый период
С 12 до 18 лет


Переходим к последнему по созреванию, но к важному для последующего развития периоду – подростковому.

В первые 6 лет ребенок усиленно формировал все свои личностные структуры. В латентной и подростковой фазе происходит взаимное «прилаживание» этих структур. Этакая притирка. И есть возможность компенсировать только дефекты "притирки". Компенсировать дефекты ядерных структур вряд ли возможно, кроме того, это работа требует большей длительности. А не у всех есть желание и возможности это делать. Хотя, повторяю – это в принципе возможно: скомпенсировать дефекты развития в младенческом и детском возрасте.

В конце подростковой стадии, у подростка должна быть полностью сформирована идентичность. Это основная задача, стоящая перед подростком. В этом возрасте завершается процесс сепарации - индивидуации. Подросток формирует собственное супер – эго, т.е собственный набор ценностей, норм и табу.

В этот период происходит мощная биологическая трансформация, гормональная активизация. Это является биологической основой психологической трансформации.
Это бурное время. Полюции. Месячные. Происходит активизация проблем всех предыдущих периодов, то есть активизируются все эмоциональные переживания (конфликты) типичные для предыдущих фаз. Но, поскольку, эти проблемы частично или полностью разрешены, эти эмоции становятся фоном, который двигает ребенка. Т.е основным фоном будет конфликт именно той стадии развития, в которой у подростка возникли основные трудности.
Если неполноценно пройден Эдип, то преобладать будет чувство вины. Если проблемы возникли на фазах сепарации - чувство стыда. Симбиотические проблемы вызывают чувство страха. По этому фоновому чувству вы всегда можете определить, на какой из стадий произошел «сбой» в развитии.

Тут важно помнить, что чем проблемы неразрешеннее, тем сильнее они влияют на поведение подростка. Т.е чем поведение менее адекватно, тем глубже внутренние конфликты.

Возникает сложная внутренняя ситуация: между желанием удовлетворить свои инстинктивные желания и стремлением стать социально адаптированным. Поэтому инстинктивные желания удовлетворяются, но в кругу сверстников. А желание быть социально адаптированным, приводит к возникновению привычного для этого периода страха перед инстинктами, страха, что подросток с ними не справится.

Результатом гормональной перестройки является то, что тело подростка резко меняется. Появляются вторичные половые признаки, и даже в норме подросток испытывает тревогу от этих изменений. Порой, это достигает уровня непринятия собственного тела, ненависти к своему телу. Любой прыщ или неправильная форма ушей может стать настоящей трагедией. Иногда сила непринятия себя так велика, что у подростков возникают мысли о самоубийстве.

Движущей силой в этом периоде является удовлетворение бессознательных желаний. И проявляется все это в центральной общей мастурбационной фантазии, в которой совмещены удовольствия от всех фаз. Эта фантазия всегда присутствует на заднем плане. Идиома "заниматься ананизмом" выражает деятельность подростка в этой стадии. Главное не результат, главное - участие.
Это проявляется в том, что подросток в своих поступках предпочитает заниматься процессом ради процесса, не может доводить дело до конца.
Такая псевдорегрессия может восприниматься родителями как отставание в развитии, вызывать тревогу, что вызывается в одергивании. Но, в этот момент подросток реализует свою центральную мастурбационную фантазию.

Вторая задача - сформировать Супер -эго. Т. е сформировать и осознать внутренние запреты, ценности, установки, которыми подросток будет руководствоваться во взрослой жизни.

 И он, бедняга, мечется между двумя этими важными для него целями. Отмечается типичная для подростка аффективная лабильность (резкий перепад эмоционального состояния). И как раз, в первом периоде этой фазы такая нестабильность нормальна. Она очень функциональна: с одной стороны не позволяет сделать выбор, а с другой стороны, позволяет не поддаться на сильные инстинктивные желания. Раз - и аффект сменился. В тихом омуте, черти водятся. Если у подростка не бывает таких резких перемен настроения - это скорее повод волноваться. Если этот период пройдет без аффекта, то он проявится лет через 10. Т.е все те малообдуманные и шокирующие поступки, которые совершают подростки – будут совершать взрослые тридцатилетние дяди и тети, которые в юности «не наигрались». Пусть уж лучше сейчас совершает глупости и пробует новое:)

В это время снова происходит процесс проигрывания конфликта "рапрошман( как в период с 2 до трех лет)". Вторичная индивидуация. Еще раз происходит сепарация, но она происходит в этот раз, от обоих родителей.

Для родителей еще раз пережить этот конфликт - смерти подобно. В зависимости от того, на сколько родители сами прошли и разрешили эти проблемы, настолько они готовы прожить это с детьми.

Адекватная тактика: НЕ ВПАДАТЬ В АФФЕКТ!!!

Надо держать аффект, оставаясь не заряженными ими. Как в фазе "рапрошман".

На подростковой фазе происходит второй этап деидеализации родительских объектов.
Первый этап: латентный период. Там происходит психологическая деидеализация. Это надо, чтобы сформировать собственное эго, отделиться от значимого Эго родителей. Родитель на эдипальной стадии это царь и Бог, на летентной - отдельный человек, переставший быть Богом.
Второй этап - в подростковом периоде - заключается в том, что подросток деидеализирует их морально. Нравственные ценности родителей на этом этапе отвергаются. Бунт против всех правил в семье, обществе. Подростки критикуют своих родителей: обыватели, скучные, серые, никчемные людишки! Родители в этом возрасте перестают восприниматься как эталон.

При патологии, такой бунт может быть чрезмерным, или такого бунта вообще нет. Но, в норме, подросток должен развенчивать идеалы только потому, что они исходят от родительских фигур, и не только внешних, но и внутренних.
В этом возрасте тотальный негативизм защищает подростка от пассивной капитуляции перед родительскими фигурами.

Какие же последствия моральной деидеализации?

У подростка возникает ощущение потери поддержки и внутренняя опустошенность, теряется внутренний объект. Про неудачное прохождение фазы, будем судить по силе аффекта, который у подростка присутствует.
И подросток ищет эту поддержку, новый объект. И с этой жаждой объекта он поворачивается к сверстникам. Теперь именно они являются эталоном для сравнения. Именно групповые ценности имеют больший вес и противостоят семейным. Любой родитель с подростком в семье это знает. Мнение друзей всегда важнее и ценнее мнения родителей. Дальновидные родители заранее готовятся к этой ситуации и «подбирают» подростку «референтную группу». Например записывают в хорошую спортивную секцию, ведущему которой доверяют. Или в тур-клуб, студию современных танцев, художественную ит.д. Или просто «исподволь» исследуются группа друзей с которыми подросток чаще всего проводит время. Т.е туда, где находятся подростки, на которых Вы хотите, чтоб походил Ваш ребенок и чьи ценности транслировал.
Колебания между группой и родителями будут продолжаться долго. И чтобы не «потерять» контакт с подростком, Вам придется смириться с присутствием в его жизни этой группы сверстников и тем, что их мнение гораздо важнее вашего.

Подростковая группа.

Если группа сверстников в латентный период обеспечивала ребенку психологическую независимость, то подростковая обеспечивает моральную. Именно группа дает ощущение поддержки и дает возможность для реализации воскресших инфантильных желаний. Именно в подростковых группах происходит выработка нового Супер -Эго, т.е. норм и ценностей. Группа обеспечивает широкую возможность экспериментирования с этими нормами. Например, подростки много в этом возрасте экспериментируют с отношениями. Отсуда многочисленные любовные романы по принципу: «полюбил сам – передай другому». Т.е пары меняются внутри одной группы- сегодня Петя дружил с Машей, завтра с Дашей, послезавтра со Светой, а мечтает о Диане:) Девочки тоже экспериментируют: один нежен и послушен, другой всех обламывает, любовь и внимание третьего надо заслужить. Хороший повод опробовать разные модели взаимоотношений.

Если подросток остается в четко структурированной группе ( например группе единоборств или подростковой группировке), то это означает, что он вернулся к родителям, что ему требуются родительские фигуры. Т.е люди, которые за него будут решать что ему делать и как поступать. В норме, в подростковой же группе жестких правил нет. Поэтому для родителей важно понимать, в какую группу входит их ребенок. В группу с четкой иерархией, - значит он еще недостаточно взрослый и ему требуются наставления ( что он не хочет получать их от вас, это второй вопрос; значит в ваших отношениях с детьми отсутствует доверие). Если в группу со свободными, «текучими» правилами и нормами, - он взрослеет и соответствует свои возрастным нормам.

Нормы родителей не являются обязательно верными и непререкаемыми.

Что происходит в этот момент с родительскими нормами и ценностями(Супер-Эго)? Они должны обязательно замениться на собственные, наработанные личным опытом проб и ошибок. Поэтому важно позволять детям совершать эти ошибки.

Чем меньше реальная разница между Супер-Эго группы и родительским, - тем легче прохождение этой фазы, чем больше разница – тем паталогичнее прохождение этой фазы.

Для подростковой группы характерно состояние хронической влюбленности и это нормально. Это позволяет поэкспериментировать с любовными отношениями. Характерна лабильность увлечений. Подросток может себя попробовать в различных видах деятельности. Поэтому в этом возрасте естественна смена увлечений и интересов. Все равно гораздо интереснее кружков и секций межличностные отношения. Любовь и дружба. В этом возрасте и в школу то ходят только за этим. И уж ни как не за знаниями:)

Если родители в состоянии выдержать «метания» подростка и проявить некоторую гибкость;- все это убеждает подростка, что требования родительской морали не такие уж жесткие.
Происходит понимание, что родители понимают, сочувствуют. Что они родные люди. В норме подросток должен прийти к убеждению, что у него хорошие родители. Это дает ему возможность принять себя со всеми своими недостатками. Это и есть признак зрелости, который подросток достигает в результате прохождения этого периода.

Все личностные структуры сформированы, они адекватно взаимодействуют и человек точно, адекватно себя идентифицирует.
На этом заканчивается процесс отделения от матери.

 



Tags: психоанализ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments