Надежда Власова (nvlasova) wrote in rabota_psy,
Надежда Власова
nvlasova
rabota_psy

Дождались!:) Латентная стадия.

Оригинал взят у nvlasova в Дождались!:) Латентная стадия.
 С шести до одиннадцати.


Если ребенок предыдущую стадию (Эдип) прошел удачно, то прошла интернализация конфликта. Он сформировал прочную идентификацию с родителем своего пола.
Дальнейшая работа заключается в построении независимого от родителей пути. Фигуры родителей уже интернализованы, т.е. усвоены и освоены родительские ценности и основные поведенческие стереотипы.
Ребенком на предыдущей стадии найден компромисс между своими желаниями и интернализованными запретами родителей. И на латентной стадии этот компромисс удерживается определенными фантазиями.

Интернализация – процесс перевода внешних объектов (напр. Родительских фигур) во внутренние объекты психики)

Чем же характерен именно этот возраст?

Ребенок активно включается в жизнь социума и начинается процесс деидеализации родителей.
Обычно в этом возрасте дети уже не так привязаны к родителям и больше внимания переключается на сверстников. Обычно они успешно учатся и чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях. Резко расширяется сфера общения. Но дети еще собираются в группы по своему полу: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
Часто в этом возрасте основные чувства или инстинкты как бы скрыты. Особенно агрессивные и сексуальные. В символическим виде этот период описан в сказке «Спящая красавица»- ребенок столкнулся с собственными сексуальными желаниями ( укололась о веретено) и ушел в спокойный сон, чтобы снова, уже в подростковом возрасте, «проснуться» вместе с возросшей чувственностью.

Зато в этом возрасте много фантазий. Они, как мы уже говорили, призваны поддерживать равновесие между родительскими запретами и собственными желаниями.

 Первая фантазия – «Семейный роман». Главное содержание фантазии- идея о том, что родители ребенку «не родные». Эта фантазия может быть как бессознательной, так и сознательной.
Ребенок фантазирует что он рожден какими-то важными, знатными или богатыми людьми, но вынужден жить в этой семье, пока не найдет своих настоящих родителей. Для этого надо совершить что-нибудь героическое: отправиться в далекое героическое путешествие или совершить подвиг. Именно поэтому в этом возрасте так часты побеги из дома или первые случаи «героического» воровства. Украденная в магазине булочка в этом случае приравнивается к хватке с драконом, а бегство в «хлебный город Ташкент» к путешествию за «молодильными яблоками». «Героические» поступки в этом возрасте нужны для привлечения внимания «настоящих» родителей – чтоб нашли и «забрали». А так как фантазия эта часто плохо осознаваемая – ребенок не в силах объяснить, что «за бес в него вселился»:)

Такие фантазии широко представлены в культуре – начиная от мифов и сказок и кончая «мыльными операми». Именно поэтому дети в этом возрасте любят такие истории и с удовольствием их читают и смотрят. Фильмы о путешествиях, приключениях и подвигах, в этом возрасте – «наше все». Начиная от душещипательных историй о «брошенном малютке», до поисков отца в романе «Дети капитана Гранта» или «Двух капитанах». Таким образом, реализуется архетип «сиротства», сопровождающийся ощущениями отверженности и брошенности. Эти чувства надо принимать в расчет даже родителям из благополучных семей. Мотив этой фантазии универсален и не зависит от достатка семьи и реальных внутрисемейных отношений. Помню, как сама в этом возрасте, плакала и просила отдать меня в детдом:)
 
Эта фантазия помогает ребенку дистанцироваться от родителей: ведь они «не настоящие», да еще и не слишком привлекательны, по сравнению с «настоящими». Еще она позволяет разрушить фантазию всемогущества: ребенок не всемогущ, ему еще надо многому научиться, только предстоит проявить свои таланты, навыки, умения, силы, чтобы вернутся к родителям.

Одно из ответвлений «семейного романа»- миф о сверхестественном рождении.:

Сверхестественное рождение.

Ребенок фантазирует, что у его «настоящих» родителей есть особенный, отличный от людей, способ происхождения детей. Примерами могут служить рождение Девой Христа, Даная, которая забеременела от Золотого дождя, Звездный мальчик.
Эти фантазии, также, помогают ребенку смирится с тем, что он еще маленький и беспомощный, и взрослая жизнь ему не доступна. На этой фазе развития, как уже говорилось, только подвигом можно заслужить возвращение к «настоящим» родителям. Это становится стимулом к приобретению и совершенствованию различных навыков и умений, создает бессознательную мотивацию для обучения, которая пропадает в подростковый период. Формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковый период, эти способности тоже могут на время исчезнуть:), но если латент пройден «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращается и мотивация к обучению и способность доводить дела до конца. 

В сознании ребенка данная фантазия проявляется как мечта о путешествиях, дальних странах, получении огромного наследства от неизвестных благодетелей. Ребенок мечтает совершить в будущем, что-то такое, о чем напишут в газетах, что его прославит на весь мир. Тогда его «настоящие» родители узнают его и заберут к себе:) Задача родителей и воспитателей – дать ему возможность совершить «подвиг»: покорить гору (или ближайший холмик), выиграть соревнования, напечь больше всех блинов, принять мужественное решение какого цвета выбрать мебель в свою комнату:) Важно, чтобы ребенок научился получать удовольствие от своей деятельности и доводил ее до конца.

Вторая базовая фантазия латентного периода – это фантазия о близнецах.
Служит тем же целям, что и первая. Ребенок в своих фантазиях создает себе как бы двойника -другое Я, которому позволено делать то, что не позволено ему самому. Этой фантазией ребенок защищается от эдипальных желаний, приписав их другому. Эта фантазия, как и предыдущая также широко представлена к литературе: «Малыш и Карлсон», «Принц и нищий», Том Сойер и Геккельбери Финн. А также помните чудесный детский фильм «Приключения Электроника»?
Именно в этом возрасте девочка-отличница может влюбиться в местного хулигана, а пацаны приобретают «крепкую мужскую дружбу», когда и в огонь и в воду.
Также девочки начинают мечтать о настоящей «живой» кукле. Мальчики часто тоже:) Вспомните хотя бы куклу «наследника Тутти» из «Трех толстяков». А многочисленные невидимые друзья, подбивающие делать пакости? Если ребенок не находит себе такую «дополняющую» пару в жизни, например, девочка не начинает дружить с мальчиком –«хулиганом», а сам а хулиганит – значит она «застряла» на предыдущей эдипальной стадии.

В период латентной фазы от родителей и воспитателей требуется помощь в развитии навыков и умений. Интересы, которые появляются у ребенка в этот период, очень устойчивы и могут сохраняться всю жизнь, в отличие от подростковых интересов, которые часто с подростковым возрастом и заканчиваются. Это связано с тем, что латентные интересы отражают потребности самого ребенка, а подростковые – больше требования социума или родительских интроектов. Было даже замечено, что человек во взрослой жизни часто выбирает профессию, связанную с интересами, проявившимися в латентный период. Так что постарайтесь запомнить, чем интересуется ваш ребенок в этом возрасте – потом это сможет помочь в выборе профессии.
Обучаются дети этого возраста лучше всего в однополых группах. Роль такой группы в том, что она берет на себя часть контролирующих функций – этакий коллективный разум и судья;- и позволяет проявлять инициативу, быть более раскрепощенным, не боясь наказания.
Тактика родителей и воспитателей должна отличаться от того, что они делали в предыдущий период. Тогда было необходимо выражать одобрение ребенку, вне зависимости от того, хорошо или плохо ему удается какое-либо дело. Теперь, если ребенка хвалят, не смотря на то, что ему что-то не удалось – у него это не вызывает желания продолжать работу, а только разочарование. Т.е хвалить надо только за РЕАЛЬНЫЕ достижения. Даже маленькие.
 Именно к концу этой фазы ребенок должен приучится самостоятельно делать все школьные задания.
Как понять, что ребенок «залип» на латентной фазе? – Он не может доводить дела до конца. Бросает, разочаровавшись. Но надо помнить, что за этим могут стоять и более глубокие проблемы, например, страх успеха. А это уже изъяны прохождения доэдипальных стадий.

В этом возрасте дети моторно активны, так проявляется их агрессивность и сексуальность. Задают очень много вопросов. Появляется очень много фантазий связанных с телом. Даже сексуальные фантазии несут характер любопытства по поводу ТЕЛЕСНЫХ изменений. С этой точки зрения подобные фантазии и надо интерпретировать. Они предвестники физиологических и анатомических изменений в подростковом возрасте. А дети очень боятся этих телесных изменений. Поэтому присутствует много фантазийных страхов, связанных с телом. Именно в этом возрасте ребенка можно напугать, сказав, что от мастурбации на руках вырастают волосы. Любое кровотечение – фантазия о менструации. Вегето-сосудистая дистония – фантазии о беременности. То же и полнота. Именно в этом возрасте дети любят дразнить полных сверстников.

И если вам удастся все это пережить и не сойти с ума, то вас ждет совсем замечательное время – подростковый возраст:)

Предыдущие части:
От полутора до трех: http://rabota-psy.livejournal.com/557878.html
Эдип или с 3 до 6.: http://rabota-psy.livejournal.com/574000.html
 

Tags: психоанализ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments