midna (marsia) wrote in rabota_psy,
midna
marsia
rabota_psy

Эффект positive narcissic investment и "сложная семья"

Ольге Викторовне спасибо огромное за то, что познакомила с этим феноменом.

Для начала - короткая информация, не знаю, правда или нет, но ее стоило бы выдумать.
Originally posted by doddy at Племя, которое помнит хорошее...

Бабемба - племя, помнящее хорошее У каждого бывают моменты, когда он вынужден идти наперекор своей совести или общественным нормам. И у каждого общества есть рычаги, чтобы воздействовать на таких "отступников от правил". 

В южно–африканском племени "Бабемба" на "путь истинный" наставляют очень необычным способом. Настолько неожиданным, что многим "цивилизованным" законотворцам стоило бы задуматься...  В случае, если кто-то из жителей ведет себя безответственно или несправедливо, все племя от мала до велика бросает свои дела и окружает провинившегося.  Казалось бы: сейчас будут бить?! Ан нет.  Человек стоит в центре круга, а  каждый член племени по–очереди говорит об всем, что хорошего за свою жизнь сделал "грешник", расписывая это  во всех красках и деталях.

Это необычное действо может продолжаться очень долгое время, даже несколько дней. По окончании круг размыкается, и племя принимает назад в свои объятия обновленного человека.




И, отрывок из книги Сальвадора Минухина и Чарльза Фишмана "Техники семейной терапии" (Москва, "Класс", 1998, цитирую со стр. 105 и далее, в сокращении). Возможно, каждый читатель комьюнити знает эти азбучные истины, но мне показалось, что как иллюстрация метода этот кусок очень хорош.

"Семья состоит из матери-одиночки, которой немного за тридцать, и четверых детей: тринадцатилетней Миранды, двенадцатилетней Рюби, и одиннадцатилетних близнецов Марка и Мэтта. Идентифицированным пациентом является Марк, хотя в качестве проблемы фигурируют оба близнеца. Они постоянно дерутся, и их несколько раз на время исключали из школы за хулиганство. Мать, живущая на пособие, страдает болезнью почек и гипертонией;... У обоих близнецов недержание мочи. Марк учится в спецклассе, Мэтт гиперактивен. Всех детей в разное время исключали из школы, и там их считают практически неуправляемыми. Мать и агентства, занимающиеся этой семьей, постоянно угрожают передать их под опеку. Однажды мать отдала близнецов под опеку на месяц, но потом передумала и забрала домой, надеясь, что ей удастся сохранить семью... Для реальности этой семьи, по описанию матери, характерны постоянные драки, вранье и воровство.
Она говорит, что дети не моются и не меняют белья, если она не занимается этим сама... Дети назло испражняются на одежду друг друга.
Эта дисфункциональная структура представляет собой следствие безнадежности, которую испытывает мать, живущая в атмосфере бедности и тяжелой болезни (...)

Поскольку учреждения социальной защиты выдвигают на первый план лишь один частный аспект семейной реальности - ее отклонения от нормы, - терапевт принимает решение сфокусировать терапию на другом частном аспекте реальности - элементах компетентности в семье. Он ставит под сомнение односторонний подход, представляющий взаимоотношения детей между собой, с матерью и школой только в отрицательном свете. Он фокусируется на более сложной реальности, включающей в себя возможность компетентных действий, благодаря чему семья может оказаться способной преодолеть трудности своего положения.

(... Минухин присоединяется к терапии, когда терапевт оказывается в тупике после 2х месяцев работы с семьей) Консультант начинает сеанс с присоединения к детям в игре-исследовании. По ту сторону одностороннего зеркала он продолжает игру, включая и выключая свет, и показывая, как можно делать зеркало прозрачным с той или другой стороны. Дети реагируют с любопытством, живо, заинтересованно и активно, а их замечания разумны. Поскольку ни одно из этих свойств не входит в характеристику мальчиков, сложившуюся в семье, у консультанта появляется желание исследовать эту не отмеченную ранее сторону их поведения, поставив под сомнение сосредоточенность семьи и школы на их деструктивности (...)

Минухин: "Я несколько озадачен. Давайте, я расскажу, что видел. (Обращается к детям) Я вижу, что вы очень смышлены и очень наблюдательны. Стоит вам войти в комнату, и вы, как молния, уже все замечаете. Еще я вижу, что вы хорошо действуете вместе. Я слышал, как вы разговариваете, и это получается у вас вежливо, и умно, и приятно, так что я спрашиваю себя: "В чем же проблемы с этой семьей?" Но, может быть, вы сильно изменились за последние два месяца, пока идет терапия?... Рюби, может быть так, что за последние два месяца ты совершенно изменилась?
Рюби: Может быть, и так.
Минухин: Прелестно. Кто еще изменился? Ты, Марк?
Марк: Нет. Изменился на тридцать пять процентов.
Минухин: А в чем ты изменился? Эти тридцать пять процентов - в чем они заключаются?
Марк: Ну, я стал носить нижнее белье. Я ношу носки. Я стараюсь стать умнее и все такое.
Минухин: А ты, Мэтт? Когда ваша мать говорит, что вы выглядели, как бродяги, что она хочет сказать?
Мэтт: Она хочет сказать, что у нас грязная одежда, и носки разные.
Минухин (указывая на одежду мальчиков): Значит, вы не всегда одеты так, как сейчас?
Марк: Нет, сегодня я постарался одеться почище.
Минухин: А ты, Мэтт? Учитель стал бы ругаться, если бы ты пришел одетым, как сейчас? Как ты обычно одеваешься?
Мэтт: Иногда я не надеваю нижнего белья. Иногда и носки не надеваю.
Минухин: А в чем проблема с тобой, Рюби?
Рюби: Я никогда не причесывалась и не надевала носки или надевала грязные.
Минухин: Тогда я не понимаю. Знаешь, ты должна мне немного помочь, потому что ты, по-моему, очень хорошая девочка, внимательная и послушная. Так почему ты не делаешь того, чего от тебя ждут?
Рюби: Просто не хочу.
Минухин: А мать говорит тебе, что надо одеваться иначе?
Рюби: Она говорит: "Одевайся прилично".
Минухин: "А что говоришь ты?
Рюби: "Просто не обращаю внимания.
Минухин: Значит, ты ссоришься с матерью. Не по-настоящему ссоришься, но поступаешь так, как хочешь. Правильно?
Рюби: Правильно.
Минухин: Миранда, тебе тринадцать, ты самая старшая. (...) Какие у тебя проблемы с мамой?
Миранда: Иногда, когда она уходит, и я вижу, что в доме беспорядок и все такое, я делаю что-то за Рюби и близнецов. А она мне снова и снова говорит: "Не делай ничего за них". А я не обращаю внимания. Я просто иду и делаю.

Существует несоответствие между поведением детей, вежливых и готовых сотрудничать, их одеждой, чистой, опрятной и красивой, и тем, как они характеризуют себя сами, подчеркивая свои отрицательные стороны. Даже Миранда, ребенок-родитель, взявшая на себя множество обязанностей из-за болезни матери, представляет свое ответственное поведение в отрицательном свете. В этой неполной семье с больной, измученной, потерявшей всякую надежду матерью сложилась структура, в которой мать делегирует свои функции ребенку-родителю, но поскольку мать считает, что это неправильно и означает невыполнение ею своей роли как матери, она придает этой необходимой структуре отрицательную аффективную окраску.

Отрицательное представление о реальности этой семьи поддерживают различные учреждения социальной защиты. Департамент социального обеспечения пригрозил прекратить выплату пособия, если к ним переедет друг матери, с которым она живет два года. Школа постоянно присылает домой записки с жалобами учителя на плохое поведение близнецов, из-за чего проблема со школой формулируется, как вина матери. Терапевт так же фокусировался на исследовании трудностей управления в семье и подчеркивал необходимость усиления руководящей функции матери.

Консультант, озадаченный всеобщей тенденцией к негативным формулировкам, испытывает симпатию к членам семьи и замечает в их взаимодействиях некоторые позитивные качества. Все это усиливает его первоначальное побуждение поставить под сомнение сложившееся представление об этой семье.

Минухин: Значит, у вас в семье две мамы?
Миранда: Угу.
Минухин: Она и ты? Значит, ты хорошая. Ты главная.
Миранда: На самом деле - нет.
Минухин: Я знаю, что ваша мама больна, и опэтому ты, Миранда, много чего берешь на себя, чтобы ей помочь.
Миранда: Да.
Минухин: А не может ли быть... Я сейчас спрошу тебя, Рюби. Не может ли быть так, что тебе не нравится, когда Миранда ведет себя, как вторая мать? Она не очень командует?
Рюби: Иногда.
Минухин: И тебе это нравится?
Рюби: Нет, сэр.
Минухин: Когда Миранда начинает командовать, что ты ей говоришь?
Рюби: Когда она велит мне что-нибудь сделать, я говорю ей, чтобы не лезла не в свое дело, или чтобы отвязалась...
Минухин: ЗНачит, тут есть проблема в отношениях между Мирандой и Рюби.
Мать: У меня всегда были с ними проблемы. Я даже пробовала отделить их друг от друга на некоторое время. Рюби более замкнутая, чем Миранда. Миранда более открытая и озорная, как мальчишка. Она всегда была как мальчишка. Рюби всегда была более домашняя, всегда играла с игрушечной посудой и куклами и все такое, но она раньше начала играть с мальчишками. А Миранда теперь больше держится особняком, раньше такого не было.

Характеристики матери весьма дифференцированны; очевидно, она чуткий, наблюдательный человек, внимательный к индивидуальным процессам развития детей.

Минухин: Брайони, вам придется мне кое-что объяснить. По-моему, у вас очаровательные дети.
Мать: По-моему, тоже.
Минухин: Так что я не понимаю. Видите ли, я вижу их, таких очаровательных, и смышленых, и вежливых, и я просто в растерянности. Что вы делаете в клинике для трудных детей?
Мать: Ну, может быть, дело в том, что вы не видите их все время. Учителя не говорят, что они вежливые. Марка на прошлой неделе прогнали из школы за то, что он побил учителя...
Минухин: Погодите минутку. Я не понимаю. Марк, мама говорит, что ты терроризируешь школу. Это правда?
Марк: Да, сэр, правда.
Минухин: Значит, ты просто водишь меня за нос, когда говоришь: "Да, сэр"? И ведешь себя так, как будто ты очень вежливый, а в школе все от тебя в ужасе.
Марк: Да, сэр.
Минухин: Что же ты делаешь в школе?
Марк: Уничтожаю школьное имущество.
Минухин: Уничтожаешь школьное имущество? Что это значит?...
Марк: Ну, на прошлой неделе я выломал дверь в мужском туалете, и еще сломал...
Минухин: Почему ты это сделал?
Марк: Потому что мне не хотелось открывть дверь, и я ударил по ней ногой и она треснула.
Минухин: Это означает, что ты обманщик. Я вижу тебя сейчас, такого вежливого, и смышленого, и вполне развитого для своих одиннадцати лет, и все это только притворство. На самом деле ты сущий разбойник. Это правда?
Марк: Я не разбойник.
Минухин: А кто ты?
Марк: Я маленький мальчик.

Минухин рассказывает историю о Джекилле и Хайде.
Минухин: Может быть, и ты такой, Марк - очень милый, хороший, вежливый и ласковый - и вдруг превращаешься в чудовище? (... и аналогичная интервенция к Мэтту)
Минухин: И ты превращаешься в чудовище в школе?
Мэтт: Да, сэр.
Минухин: А дома ты тоже иногда превращаешься в чудовище?
Мэтт: Я никогда не кричу на мать. Я могу на нее разозлиться, но не ругаю ее всякими словами, ничего такого.
Минухин: Значит, ты изображаешь чудовище большей частью в школе?
Марк: Да, сэр.
Мэтт: Мать говорит, что мне не выжить.
Минухин: Почему она так говорит?
Марк: Не знаю.
Минухин: А ты можешь ее спросить, почему она так говорит?
Марк: Могу. Почему ты говоришь, что мне не выжить?
Мать: Потому что он постоянно действует людям на нервы, бьет их, как будто ему в голову ударяет, когда он действует людям на нервы. И я ему говорила, что в один прекрасный день попадется кто-нибудь такой, что ему будет крышка.
Минухин: Я хочу вам, ребята, кое-что сказать. Знаете, ваша мама говорит мне много плохого, и вы говорите мне, что превращаетесь в чудовищ, а меня больше всего поражает, какие вы смышленые.
Мать: Ну да, он смышленый, верно.
Минухин: Я больше всего поражен тем, какие вы умные и внимательные. У вас прекрасные мозги. (...)
Мать: Отведите его домой. Там все и увидите.
Минухин: Нет, мне больше нравится иметь дело с их хорошей стороной. Я не любитель жить с чудовищами. Мне нравится, какие вы сейчас. Вы прелестны.
Миранда: Они те самые чудовища. И скоты.
Мэтт: Сама такая!

Мать ставит под сомнение качества, выделяемые консультантом, и это служит сигналом, чтобы вернуться к "истинному" поведению в семье. Цель такой реакции - убедить консультанта и семью в том, что консультант если и не слеп, то, по крайней мере, близорук.

Мэтт (угрожающе встает): Ты зомби.
Минухин: Не хотите ли разыграть передо мной небольшую сценку? Ты можешь превратиться в чудовище, чтобы я мог получить об этом представление?
Марк: Ни во что я не могу превратиться.
Миранда: Вы только попросите их начать ссориться и драться друг с другом, и увидите.
Минухин: Погоди, маленькая мама! Пусть это сделает большая мама. Брайони, вы можете помочь им превратиться в чудовищ, чтобы я мог на это посмотреть?

Мать: В воскресенье они все стекла побили, когда Марк пытался выбросить Мэтта из окна. (Марк встает и толкает Мэтта, который в ответ толкает его).
Минухин: Прекрасно получается, прекрасно. Пусть изображают дальше, я хочу посмотреть.

Попросив мать помочь близнецам превратиться в чудовищ и переведя все это в игру одиннадцатилетних детей, консультант подчеркивает потенциальную возможность управления и самоконтроля, держит в фокусе межличностный характер такого поведения и вносит в область чрезмерного перегрева элемент шутки.

Мать перечисляет "грехи" детей, и говорит: Проблема с ними в том, что они хитрые. Они знают школьные правила, что можно делать, и что нельзя - и пользуются ими в своих интересах.
Минухин: Это означает, что они очень смышленые.
Мать: Учительница тоже говорила мне, что они слишком уж смышленые, только это у них направлено на все плохое. Она сказала, что они смышленые, и еще сказала, что они постоянно стараются изобразить, будто их обижают, что к ним кто-то придирается. ...

На этой стадии сеанса возникает спор между консультантом и матерью, поскольку он ставит под сомнение способ восприятия реальности членами семьи. Консультант упрямо придерживается темы компетентности.... Тем временем мальчики, поддерживая игру, начинают драться.

Минухин: Значит, вот они какие - эти чудовища.
Мать: Еще хуже. Это самая легкая форма.

Минухин продолжает акцентировать смышленость и очаровательность детей, и подключает к конфликту девочек. Минухин подчеркивает, как один из близнецов поддерживает другого, "трансформируя обычное в споре сиблингов возникновение группировки в позитивное взаимодействие". Каждый раз, когда Минухин обращает внимание семьи на позитивные стороны, мать добавляет "недостатков". Минухин акцентирует способы влияния матери на близнецов. До этого она была сосредоточена на своем бессилии перед ними.

Вызов семье:

Минухин: Я только хочу еще раз сказать. Вы знаете, ваша мама, ваши сестры и учителя, - все говорят, что вы оба - чудовища. Я человек посторонний, но мне нравится ваша способность рассуждать, думать, заботиться друг о друге, действовать заодно. Я не понимаю, потому что у меня впечатление, что вы хорошие, а все остальные почему то считают вас плохими. Поэтому я в большом недоумении. Неужели я такой тупой, что могу видеть только одну вашу часть - хорошую?
Мэтт: Были бы вы тупой, вас бы сейчас здесь не было. (поддержка мнения Минухина)

(...) Вместо того, чтобы позволить отвлечь себя тривиальной истиной о соперничестве в семье, не имеющей отношения к цели терапии, консультант по-прежнему придерживается темы сотрудничества.

Минухин (Мэтту): Ты видел, что она только что сделала? Я вижу лучшую часть тебя, а она нет, потому что она знает другую часть тебя, и сейчас получилось, что она вызвала в тебе эту плохую твою часть, и ты стал плохим. Ты это понял? Она смеялась, когда я говорил, что вы хорошие ребята. Она смеялась, потому что знает другую вашу часть, того мистера Хайда, и ты мгновенно превратился в мистера Хайда. (Обращается к матери) Вы тоже сделали для них кое-что такое, о чем вам никто не говорит. Вы помогли им сделаться любознательными.
Мать: Я стараюсь приучать их к книгам и всякому такому - водить их в театр и в библиотеки. Я старалась делать это, еще когда они были маленькие.
Минухин: Вы приучали их думать. Я только хочу сказать, что вы добились больших успехов. (Встает и подходит, чтобы пожать матери руку)
Мать (плача): Вы первый, кто мне это говорит. Я вижу в них хорошее, но все остальные твердят мне, что они плохие. Школьный совет говорит мне: "Если вы ничего не предпримете, мы не не оставим их в школе". Нелегко все время это слышать. Мне уже не под силу, когда все говорят: "Они плохие, они плохие". Я знаю, что они не всегда такие.

В этот момент аффективная атмосфера в комнате меняется. Поддержка, оказанная консультантам усилиям матери, на мгновение представляется ей убежищем от постоянной критики, которую она слышит. Его одобрение стараний матери побуждает ее признать и поддержать недооцененное поведение близнецов.

Минухин: (..к терапевту) нам нужно будет вместе подумать, как помочь Мэтту и Марку выбраться из этой колеи, потому что я вижу в них обоих громадный потенциал, и еще потому, что их мать сделала для них много такого, чего она на самом деле даже не осознает. Понимаете (матери), в вашей семье много хорошего, и из-за того, что вы долго болели, они очень хотят помочь и поддержать вас.
Мать: Ну да, я знаю, что они на это способны. Это нужно сказать, потому что я вижу такую их сторону, которой не видят учителя и соседи, и поэтому кажется, будто я смотрю на них сквозь розовые очки, и мне так и говорят.

К этому времени во взаимодействиях между членами семьи установилась нейтральная атмосфера исследования, и далее в ходе сеанса предметом обсуждения становится учеба детей в школе. К концу сеанса тема доктора Джекилла и мистера Хайда оказывается частью представления семьи о поведении мальчиков. Эта тема включает в себя идею хорошего, а не только плохого, но что еще важнее - она определяет их "плохое" поведение как часть внутрисемейных взаимодействий и дает мальчикам возможность рассматривать себя как системную "часть" семейного организма. Позже терапевту придется иметь дело с целым рядом существенных проблем, которые поддерживают дисфункциональные взаимодействия в этой семье. Однако фокусирование на способности мальчиков использовать скрытые в них задатки доктора Джекилла отрицает дисфункциональные представления семьи и усиливает терапевтическую систему". (конец цитаты)

Ну, и бонусом для тех, кто дочитал до конца, - обнаруженная мной недавно русская поговорка о семейной жизни - "Там, где хочется тявкнуть, - нужно лизнуть":)
Tags: истории из практики
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments